Найти тему

Две истории вокзала

Оглавление

О том, чем же ценен старый вокзал мы рассказывали тут.

Если коротко: это один из самых старых железных вокзалов Российской империи и единственный сохранившийся вокзал Курско-Харковско-Азовской железной дороги. Других вокзалов работы архитектора С. И. Загоскина не сохранилось.

Вокзал — ворота города. Сюда должны приходить поезда дальнего следования, отсюда турист будет открывать город. Пространство перед вокзалом — тут, остальное пространство — тут.

Так Общественное собрание представляет себе территорию около вокзала.
Так Общественное собрание представляет себе территорию около вокзала.

В настоящее время вокзал пребывает в глубоком упадке, прочитать про который можно тут. Про паровозную атаку — тут.

Глубина упадка наглядно иллюстрируется наплевательским отношением властей к родной истории. Рассмотрим два наглядных случая.

Крытый перрон станции

Первое, куда попадает пассажир, выходя из поезда — перрон.

В 1869 году вместе со зданием вокзала выстроили два крытых перрона. Они были красивы, их печатали на открытках:

Перрон станции. Раскрашенная дореволюционная фотография.
Перрон станции. Раскрашенная дореволюционная фотография.
Перрон станции. Видны элементы исполнения навеса.
Перрон станции. Видны элементы исполнения навеса.
Открытка. Вид вдоль перрона.
Открытка. Вид вдоль перрона.

Второй перрон можно разглядеть на фото слева от часовни:

Часовня. Слева виден крытый перрон и здание вокзала.
Часовня. Слева виден крытый перрон и здание вокзала.

В ночь на 18 января 1918 года в городе Таган­роге началось выступление большевиков, состоявших из проникших в город частей Красной армии Сиверса, нескольких тысяч местных рабочих (по преимуществу латышей) и преступного элемента города, поголовно примкнувшего к большевикам. Представителей имперской власти города быстро окружили. Последним оплотом юнкеров было здание вокзала:

Полувагон канадского или американского производства в роли баррикады.
Полувагон канадского или американского производства в роли баррикады.

Большевики засели в Гостинице Руфа (мы уже рассказывали о ней тут). Рабочими был устроен таран здания вокзала. Красная история описывает это следующим образом:

Прицепив к паровозу на недавно захваченной рабочими станции Марцево вагон с нефтью и платформу с дровами, машинист А. Картамышев и кочегар В. Донченко максимально разогрев топку паровоза направили постепенно набирающий скорость состав в сторону таганрогского вокзала, а сами на всем ходу удачно соскочили на землю. В конце пути страшный грохот взорвавшегося паровозного котла и мощной силы удар тяжеловесного состава, врезавшегося в опорную стенку платформы, своей неожиданностью и шумом неизвестного для них происхождения, настолько испугали юнкеров, что они в панике и с криками ужаса стали покидать здание вокзала.

Как было на самом деле можно увидеть на фото: котёл локомотива не взорвался, а сам паровоз не дошел до здания вокзала: разметав баррикады он застрял в торцевом упоре станции.

Историки говорят, что вокзал в тот день не был взять красными вовсе — почитать про это можно тут.

Паровоз после тарана. Торцевой перрон вокзала.
Паровоз после тарана. Торцевой перрон вокзала.

Красные, однако, взяли Таганрог. Закрепиться, правда, им не удалось: город перешел в руки интервенции и был отдан немцам.

Кайзеровские войска выбила Армия Деникина (Вооружённые силы Юга России, чья ставка какое-то время располагалась в городе). Только к Январю 1920-го город вернулся в руки Красных.

Затем национализация. НЭП и сталинский беспредел. Деревянный навес перронов невозмутимо пережил эту смуту:

Памятник сталину около вокзала. Виден деревянный навес с двумя световыми окнами справа.
Памятник сталину около вокзала. Виден деревянный навес с двумя световыми окнами справа.

Период репрессий сменяется еще более поганым временем — город второй раз попадет в оккупацию. На этот раз это не условно-лояльные войска гибнущей империи кайзера, а суровая армия третьего рейха.

Гибнет народ и исчезают постройки. Но вокзалу продолжает везти: его не задевает советская власть при отступлении, не сжигают немцы во время отхода из города, не падает рядом авиабомба. Сохраняется и перрон:

Немецкая оккупация.  Можно заметить, что одно световое окно (справа на навесе) исчезло. Вероятно эта работа была выполнена перед войной.
Немецкая оккупация. Можно заметить, что одно световое окно (справа на навесе) исчезло. Вероятно эта работа была выполнена перед войной.

На этой фотографии уже видно, что навес сильно обветшал: помимо исчезнувшего светового окна видно — поверхность пошла волной:

Немецкая оккупация.  Вид на деревянный навес перрона.
Немецкая оккупация. Вид на деревянный навес перрона.

А в 1949 году крытые перроны разобрали.

В городе и без того было множество разрушений, тут было проще снести, чем нормально ремонтировать.

В 1962 году, спустя 13 лет, станция была электрифицирована. Тогда же открывается Новый Вокзал, перетягивающий на себя основной транспортный оборот. Наш вокзал становится Старым Вокзалом.

Станция приходит в упадок, захламляется индустриальным шумом и замирает в развитии:

Фото на вокзал со стороны перрона. Советское время. Видна полоса вдоль здания ,над которой проходила линия навеса.
Фото на вокзал со стороны перрона. Советское время. Видна полоса вдоль здания ,над которой проходила линия навеса.
1989-1992 год. Некогда крытый перрон видно слева.
1989-1992 год. Некогда крытый перрон видно слева.

Так город утратил прекрасный крытый перрон. Но самое плохое не то, что вокзал утратил важный элемент оформления. А то, что про это словно бы все забыли.

Ни один человек не озвучил мысль, что навес следует восстановить.

Памятник-паровоз

В 1976 году на площади перед вокзалом установили памятник участникам январского восстания 1918 года.

Паровоз установленный на постамент — машина серии Эг 5504, построенная в Германии в 1922 г. на заводе Шварцкопф с котлом фирмы AEG.

Это редкий паровоз, достойный быть памятником, спору нет. Но выпущен он спустя четыре года после событий января 1918 года...

Паровоз Эг 5504 установленный как памятник в честь событий 1918 года.
Паровоз Эг 5504 установленный как памятник в честь событий 1918 года.

Считается, что таран совершил поезд Юп 4504.

Поэтому на памятнике нанесена заведомо неверная маркировка, от совсем другого поезда.

Но и на этом странности не кончаются. Все дело в том, что с 1912 года не могло быть поездов Юп — линейки серий унифицировали, и поезд должен был бы называться Щ-4504:

Серия Юп (1-4-0, компаунд, "нормальный тип 1905 г.") - с 1912 года переименована в Щ. Паровоз Юп-4504 был выпущен Путиловским заводом в 1907 в партии из 30 шт.
Паровоз серии Щ.  Считается, что подобный поезд влетел в вокзал.
Паровоз серии Щ. Считается, что подобный поезд влетел в вокзал.

Но посмотрим на фото января 1918 года еще раз:

Последствия тарана 1918 года.
Последствия тарана 1918 года.

Ведь это не поезд серии Щ! Это поезд серии Б, вот такой:

Паровоз серии Б в депо Таганрога. Возможно этот локомотив  протаранил вокзал.
Паровоз серии Б в депо Таганрога. Возможно этот локомотив протаранил вокзал.

Не ясно, откуда советская власть взяла информацию о паровозе Юп-4504.

Паровоз влетевший в торцевой перрон станции имел серию Б. Что за локомотив Юп-4504 и зачем его номер нанесен на памятник остаётся загадкой.

Заключение

На мой взгляд, здание вокзала должно должно получить статус памятника федерального значения — как последний сохранившийся вокзал К. -Х. -А. ж. д. работы С. И. Загоскина и здание-участник гражданской войны.

Должны быть восстановлены не только деревянный навес перронов, но и многочисленные мелочи (в том числе часы и шпили).

Вокзал должен принимать поезда дальнего следования, представлять собой город. Это должны быть курортные ворота города.

Должна быть реорганизована площадь: часовню нужно перенести на своё историческое место, к крытому перрону. Паровоз необходимо реставрировать, добавить к нему тендер и выставить под своим номером (посвятив не только январскому восстанию, но железнодорожникам в целом). При этом название площади — Январского Восстания — можно сохранить, как память тем кровавым событиям 1918 года.

Ну а про реорганизацию киосков на площади сказано достаточно и без нас. Площадь должна принадлежать городу.

Многое должно быть сделано для превращения города в лучший курорт юга России. Но пока нет в городе хозяина, у власти — гости.

Увы.

P. S.

Бонусом хочется приложить прекрасную диораму Романа Мишина (без диалога с которым не вышла бы эта статья):

Диорама Старого вокзала работы Романа Мишина.
Диорама Старого вокзала работы Романа Мишина.
Диорама Старого вокзала работы Романа Мишина.
Диорама Старого вокзала работы Романа Мишина.

Прочитать про нее подробнее можно на сайте автора.

P. P. S.

Если вокзал все же когда-нибудь отнесут к памятникам федерального уровня, восстановлена должна быть и водонапорная башня, сохранившаяся в весьма усеченном виде:

Макет водонапорной башни, построенной в 1869 году. Автор Роман Мишин.
Макет водонапорной башни, построенной в 1869 году. Автор Роман Мишин.

Если, конечно, это возможно восстановить (может это новая башня на месте старой):

Та же водонапорная башня в наши дни.
Та же водонапорная башня в наши дни.