Найти в Дзене
Sashkun

Долой минимализм или мышки хотят разнообразие!

Как живут грызуны в лаборатории? Что у них там за условия? Хорошо ли им там живется? У них там просторно? Хватает ли корма, достаточно ли света?

Лабораторные грызуны живут в так называемых «стандартных клетках», они среднего размера, в них достаточное количество опилок для уюта, есть круглосуточный доступ к поилке и корму, смена дня и ночи. Но достаточно ли этого?

Еще с 1960х годов ученые начали задаваться вопросом, а что будет, если мышей содержать в более просторных и разнообразных по обстановке условиях? Как поменяется их поведение, если им в клетки поставить разные горки, туннели, домики, лесенки, колеса активности и другие классные штуки? Станут ли они активнее, умнее, появятся ли у них какие-то изменения в мозге?

Оказалось, что в большой и разнообразной по обстановке клетке (которую ученые назвали - обогащенными условиями), у мышей через пару-тройку месяцев меняется поведение:

-попадая в новую обстановку они быстрее находят укрытия, где можно спрятаться (1),

-в лабиринтах у них улучшается пространственная память (2) (причем даже у уже весьма пожилых крыс!),

-если вокруг них появляется много новых предметов, то они активнее ими интересуются (3),

- они меньше бояться хищников (4) и становятся менее тревожными (5).

Меняется также и мозг. Оказалось, что после проживания в обогащенных условиях, у мышей начинали активно появляться новые клетки в мозге, особенно в гиппокампе – структуре, отвечающей за память. Это было очень заметно даже у грызунов с нейродегенеративными нарушениями мозга (6).

Я и сама получила подобные результаты на мышах в моей лаборатории. Не углубляясь в детали работы - мыши пожив в обогащенных условиях (и, кстати, ого-го каких классных!) лучше решали всякие сложные тесты, и количество новых клеток у них в мозге увеличилось по сравнению с мышами, живущими в стандартных клетках

Так в чем может быть практическое значение подобного рода исследований? На мой взгляд, тут есть два важных момента – польза для животных в зоопарках и польза для людей.

Содержание животных в вольерах в зоопарке ставит перед сотрудниками зоопарка ряд задач, одна из которых - это создание для животных комфортной обстановки. Если обстановка в вольере продумана не эффективно, животные начинают совершать стереотипные хождения в вольере – то есть им становится тревожно и они стрессуют (7). Плохие условия в вольере также отражаются на материнском поведении животных – матери начинают хуже заботиться о детенышах, иногда настолько плохо, что детеныши погибают (8). Именно поэтому, обогащение условий содержания животных и разнообразный рацион могут улучшить их жизнь в зоопарках и снизить у них тревогу.

В повседневной жизни мы постоянно адаптируемся к новым событиям и изменяющейся обстановке, однако исследовать влияние обогащенных условий среды у людей в условиях эксперимента на самом деле не так легко. Поэтому в литературе не так много исследований на людях, но одно из них довольно интересное. В этом исследовании, чтобы оценить влияние обогащенных условий среды на людей, испытуемым предлагали играть в видеоигры со сложной 3D графикой (Супер Марио 3D World). Испытуемые с усердием и огромным трудолюбием играли в Супер Марио на протяжении 2 недель, после чего оказалось, что у них улучшилась пространственная память! Причем для такого эффекта тип игры оказался очень важен, так как такого же эффекта от игры в формате 2D (Энгри Бердс) не проявилось (9). Вообще видеоигры довольно полезны, так как заставляют мозг активно работать, и плюс, развивают внимание, критическое мышление, рабочую память (10). Хотя конечно не стоит забывать, что все должно быть в меру, и игры могут вызывать чрезмерное привыкание, что негативно скажется и на здоровье в целом, и на вашей способности успевать делать хоть что-то хорошее и полезное в жизни.

Список литературы:

  1. O'Connor A.M. et al., 2014.
  2. Kempermann et al., 1997, 1998.
  3. Birch et al., 2012.
  4. Ragu, Rajan, 2015.
  5. Roy V., et al., 2001.
  6. Nithianantharajah J., et al., 2006.
  7. Alligood C.A. et al., 2015.
  8. María Díez‐León,Georgia Mason, 2015.
  9. Clemenson G.D., Stark C.E., 2015.
  10. Schenk S. et al., 2017.