Недавно я столкнулась с просьбой продублировать мастер-класс по рисованию попугайчика в другой технике, без предварительного смачивания бумаги. Сначала я было подумала, что это очередной троллинг, но со второй реплики убедилась, что нет, и комментарий был вполне искренней просьбой.
Мысль сделать одну работу в двух разных техниках в целом неплохая, мы все разные, техники живописи могут быть какими угодно, был бы результат – чистая и дающая радость живопись.
Но почему я так держусь за влажные, текучие техники? Это как отмашка маятника. Слишком долго мы работали в ограниченных условиях, когда не было хорошей бумаги и кистей разнообразной формы. Вследствие чего появились стереотипы об акварельной живописи. Вроде того, что начинать с большого влажного пятна нельзя и неразумно класть больше трёх слоев краски. Правильно, всё это вызывает грязь на тонкой целлюлозной бумаге, потому что последующий слой размывает первый.
Другое дело бумага хлопковая, которая после просушки слоя ещё не раз даёт возможность положить большое пятно сверху. Мало того, каждый раз с этой стихией можно поработать в удовольствие минут пятнадцать-двадцать, двигая его по своему усмотрению и вливая новые оттенки цвета.
А теперь примеры!
Перед вами роза кисти акварелиста Ла Фи, который достиг мастерства изображения этих цветов, рисуя по одному в день для своей жены. Как вы видите, здесь есть очень "плывущие" лепестки в расфокусе, а есть и отточенные детали. Первые делаются по влажному листу бумаги, а по мере высыхания уточняются чёткие места. По сухой бумаге такого не сделаешь.
Теперь давайте посмотрим на одну из кошек Эндре Пеноваца. Он тоже начинает работу на влажном листе, который даже замачивает в ванночке на несколько минут. На примере видно, что сначала работа ведётся над телом и хвостом, когда разбег краски максимально сильный, а потом уже пишется голова.
Альваро Кастаньет – акварелист, работающий в основном с городским пейзажем. Художник путешествует и даёт множество мастер-классов, поэтому у него есть последователи по всему миру. А техника такова, что сначала весь лист заливается самым светлым тоном, а каждый следующий слой наносится на усиление тональности. Кстати, такая техника возможна на хорошей, плотной целлюлозе. Во всяком случае отечественные представители акварельного сообщества успевают сработать подобное и без хлопка.
А вот и родные просторы в этой технике. Хорошо известный в определённых кругах художник и преподаватель Сергей Курбатов использует вышеописанные приёмы, чтобы порадовать русскую душу.
Под занавес покажу работу художника Елены Базановой. Особенность её техники заключается в том, что под намоченный с двух сторон лист хлопковой бумаги она кладёт влажную марлю, что дополнительно продлевает срок сеанса работы акварелью.
Как вы теперь видите, возможности акварели значительно обогащаются, если умело использовать влажные техники. Здесь я привела в пример только те работы, процесс создания которых видела своими глазами, чтобы не быть голословной и не ввести вас случайно в заблуждение.
Ваша К. С.
Face.App: почему вы не постареете так
5 удобных вещей из супермаркета для художника