На сайте Минздрава недавно была опубликована библиотека корпоративных программ укрепления здоровья сотрудников. В ней в качестве примеров собраны программы, направленные на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) среди работников, а также на усовершенствование системы охраны труда, действовавшие или действующие на предприятиях разных отраслей экономики. Библиотека была размещена в свободном доступе, чтобы и другие работодатели могли воспользоваться готовыми наработками и начать применять меры по профилактике заболеваний и оздоровлению сотрудников в своих организациях.
Федеральный проект по укреплению здоровья граждан
Разработка и внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте является частью более крупного федерального проекта, который должен мотивировать людей к ЗОЖ, переходу на здоровое питание и отказу от вредных привычек. Проект рассчитан на 6 лет – с 2019 по 2024 гг. В качестве целевых показателей в проекте указано:
- снижение розничных продаж сигарет и папирос на душу населения с 1,5 тыс. шт. до 1,17 тыс. штук, а также алкогольной продукции – с 6,6 л этанола до 6,0 л этанола;
- снижение смертности мужчин в возрасте 16-59 лет с 735,7 чел. до 530 чел. и женщин в возрасте 16-54 лет с 209,4 чел. до 188 чел. (показатели приведены на 100 тыс. населения);
- снижение темпов прироста первичной заболеваемости ожирением с 26% до 5% и др.
Во всех перечисленных случаях сравниваются фактические значения показателей на конец 2017 года и целевые значения на конец 2024 года.
Участие работодателей в проекте
Какие программы формирования ЗОЖ предлагает работодателям Минздрав. Всего их выделено 4. Это:
- выявление факторов риска. Для этого можно проводить, к примеру, диспансеризацию работников;
- изменение поведения сотрудников. Речь идет о мерах, мотивирующих к отказу от вредных привычек;
- снижение избыточной массы тела. Этому может поспособствовать изменение программы питания работников (изменение меню в столовой предприятия);
- изменение рабочей среды в компании.
Минздрав делит все предлагаемые меры ЗОЖ по уровню затрат на их претворение в жизнь. Так, среди низкозатратных и бесплатных мер поименованы, например, запрет на курение в закрытых помещениях, а также изменение режима работы сотрудников. К мерам же с высокими переменными издержками отнесено приобретение ДМС и абонементов в фитнес-клубы.
Меры из практики крупных компаний
На практике работодатели занимаются не только пропагандой ЗОЖ на своих предприятиях и проведением спортивных мероприятий с целью популяризации спорта, но и прибегают к иным мерам:
- проводят обследования работников на алкоголь и психоактивные вещества (право руководителей использовать тест-системы закрепляется в ЛНА компании, они могут применяться к вновь применяемым на работу сотрудникам, а также тем, кто находится под подозрением состояния наркотического опьянения);
- предлагают бесплатные врачебные консультации курящим работникам;
- предоставляют санаторно-курортное лечение;
- поощряют работников, активно занимающихся физкультурой и спортом;
- обеспечивают психологический комфорт (расслабление и управление стрессовыми реакциями во время работы): организуют комнаты отдыха, устанавливают регулярные перерывы и т.д.
Все указанные в библиотеке корпоративных программ мероприятия определенными компаниями уже проводятся. И очевидно, что возможность их проведения, как правило, в наибольшей мере зависит от финансового положения организации. Ведь только довольно крупное и успешно работающее предприятие может построить, к примеру, спортивный комплекс для своих работников и членов их семей.
Поэтому, конечно, мотивация работников к ЗОЖ – это хорошо. Но остается открытым вопрос, что за мотивация должна появиться у работодателя, чтобы тратить больше денег на укрепление здоровья работников. Ведь одного запрета на курение в закрытых помещениях, который не требует дополнительных финансовых затрат, для заметного улучшения здоровья явно не хватит.
Интересная тема? Ставьте лайк, и мы напишем больше материалов по интересующим вас вопросам