Найти тему
Егор Коротков

Самая простая техника обретения внутреннего равновесия

Как и обещал, начинаю свой блог про самопсихотерапию.
Сегодня поделюсь самой простой и базовой техникой достижения психологического равновесия, к которой я пришел за многие годы.
Нужно просто сидеть и дышать носом 10-30 минут (в зависимости от наличия времени и требуемой глубины самоуравновешивания). Можно делать как в состоянии тревоги и смятения, так и для профилактики (например, утром).

«И чего ты нам впариваешь обычную дзен-медитацию, в качестве своего личного ноу хау?» - возможно спросит какой-нибудь продвинутый читатель.
На это отвечу, что ничего я не впариваю (уже, хотя бы, потому что блог бесплатный). Я и не говорю, что я эту технику придумал сам. Она известна всем, кто хоть немного интересовался медитацией или аутотренингом. Я лишь многократно опытно убедился в её эффективности и незаменимости.
Наоборот, хотелось бы очистить её от примесей дзен буддизма. Подчеркиваю, речь именно о том, чтобы сидеть и дышать носом 30 минут, а не о медитации дзен. Разница в том, что можно сидеть в обычной удобной позе, например, в кресле, или даже на стуле, а не в лотосе, не в полулотосе, не в четвертьлотосе, не на скамейке для медитации.
В отличие от дзен-медитации, нет требования полной неподвижности (типа, сел комар на лоб, или затекла нога, а ты терпи!). Можно шевелиться, менять позу, чесаться и т.д. Пожелание неподвижности есть. Требования нет. Можно, вообще, заменить на чае или кофе-питие в течение тех же 20-30 минут. Главное, чтобы в одиночестве, без музыки, интернета и телевизора.
Ну и время сидения, относительно традиционного времени в дзен, меньше. В дзен 30 минут – это минимум. Там они, именно, стремятся к глубоким погружениям. Например, сидят не 30 минут, а 12 часов по 30 минут с перерывами на пятиминутную медитативную ходьбу и прием пищи. А то и вовсе сидят две недели по 12 часов 50-минутными отрезками с перерывами на 10-минутную ходьбу. И сидят, обязательно, строго неподвижно и, хотя бы, в полулотосе. Неудобно – терпи! Через боль! Потом привыкнешь.
Один мой знакомый практик дзен после медитационного ретрита в дзен-монастыре в Сан-Франциско месяц лечил ноги (суставы заболели от многочасовых сидений в полулотосе).
По этой же причине я, в конце концов, не смог ходить на дзен-медитации в центр буддизма, который этот мой знакомый основал уже здесь в Москве – он жестко, до боли в суставах заставлял сидеть хотя бы в четверть лотосе (мне, коряге, не дается и эта поза). Типа, потом привыкнешь. Сидел, дрожа, коленями и обливаясь холодным потом от мучительной боли в ногах. Шли месяцы, а я не привыкал. В какой-то момент решил, что такая, явно неудобная, привязка к традиционной позе - это что-то не то. И потихоньку перестал ходить.
Другой мой знакомый, очень авторитетный в Москве мастер дзен (возможно, самый авторитетный из всех постоянно живущих в Москве), когда я рассказал ему, как я медитирую, сказал, что это не медитации, а просто релаксация, вид аутотренинга. Что меньше 50 минут сидеть это вообще несерьезно. И что необходимо сидеть абсолютно неподвижно. И дышать нужно так, чтобы дыхания было не слышно.
А у меня с детства хронически заложен нос! Часто дышит со свистом, а то и не дышит вообще. Так что с правильной техникой дзен-дыхания проблемы. Ну и, как уже сказал, лотос, и даже все его упрощенные приближения, мне не дается. Если же сижу с прямой спиной на стуле (не облокачиваясь на спинку) по 50 минут в день, то через несколько дней начинаются рези, извините, в простате.
В общем, решил я не заморачиваться и сидеть так, как мне комфортно. Пусть это и не настоящая медитация дзен, но в плане придти в себя, центрироваться, успокоиться, погасить тревогу и кипение мыслей, сформулировать следующий жизненный шаг, оно вполне работает. Что же касается Просветления… Православие, например, и вовсе скептически смотрит на этот опыт. И по мне лучше с Богом без Просветления, чем с Просветлением без Бога.
С другой стороны, если вам лотос дается и нос дышит нормально, можете сидеть по всем правила дзен. Тем же, у кого, как у меня, не дотягивают физические кондиции, ни кто не запрещает заниматься на растяжку, чтобы, в конце концов, сесть правильно. Или купить скамейку для медитации.
Я же лично дистанцируюсь от буддизма. И по физическим кондициям и принципиально. Я не практикую дзен, я просто сижу и дышу носом…
Ну и, для самых дотошных, в традиционной дзен медитации еще есть требование медитировать в одно и то же время и натощак. Я это тоже перевожу в разряд пожелания. Да, сидеть и дышать носом эффективнее, если ты не только что поел (после еды велика вероятность задремать) и лучше примерно в одно и то же время дня. Но это, именно, практические пожелания без ритуальной жесткости.
И еще пару слов про время. Рекомендую сидеть именно 10-30 минут, потому что это реалистичный отрезок, который можно выкроить ежедневно, если ты не готов морально посвятить свою жизнь освоению дзен, а просто хочешь уравновеситься. 10 минут – это когда вы в запаре, вам некогда и нужно порелаксировать быстро, срочно и экстренно (само сочетание комично, но тем ни менее). 30 минут – полноценное самоуравновешивание. 20 – что-то среднее. То есть, если у вас все, в целом, норм и вам нужно через час выходить на работу, можно посидеть 10 минут. А если вы полностью запутались в жизни, полностью дезориентированы на всех уровнях, да еще и сегодня выходной – можно посидеть 30 минут. Можно засекать по будильнику на телефоне.
Ну и, наверное, это все подойдет людям с минимальной склонностью и способностью к созерцательности. Впрочем, людей без таких склонностей в числе своих регулярных читателей я не представляю.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц