Найти тему

Психологический эффект Пигмалиона

Из мифологии Древней Греции мы знаем, что Пигмалион создал прекрасную скульптуру и сам влюбился в нее, умоляя богов дать жизнь девушке своей мечты. В психологии есть понятие «эффект Пигмалиона», возникающий, когда ожидания, которые один человек возлагает на другого, влияют на поведение последнего.

Этот феномен был исследован американскими психологами Розенталем и Якобсоном, которые провели эксперимент в одной из обычных американских школ. Суть этого исследования заключалась в следующем.

В начале учебной четверти учителя получили список учеников по результатам предварительно проведенных интеллектуальных тестов. В этом списке была выделена группа учащихся, которые выделялись своим уровнем интеллектуального развития и наличием способностей к обучению. В конце четверти обнаружилось, что дети, относящиеся к этой группе , получили более высокие оценки по сравнению с остальными. Чего учителя не знали, так это то, что «способные» школьники были выбраны совершенно случайно. Уровень способностей и интеллекта у всех участников был примерно одинаковым. Так почему же результаты одних были лучше, чем у других?

Суть в том, что ожидания учителей по поводу успешности обучения их подопечных оказались разными. Эти ожидания как-бы передались ученикам и повлияли на результаты обучения.

То есть, если учитель считает, что перед ним плохой ученик, то последний сосредоточится на своих ошибках, а если педагог полагает, что ученик хороший, он сосредоточится на своих достижениях. Учитель предоставляет «любимчикам» больше внимания, прощает ошибки и более подробно объясняет материал.Таким образом, хотя учитель может не осознавать этого, он в большей степени развивает у «хороших» школьников способности к обучению по сравнению с «плохими».

Такое поведение педагога может вызвать негативную реакцию у обучающихся. Часто родителям школьников приходится слышать жалобы на учителей типа: «Почему он позволил ему сдать работу через несколько дней, а мне нет?», «Почему, если он ошибся, его простили, а меня нет», «Почему, если я скажу ему, что я его не понимаю, он мне не объясняет?».

Конечно, эффект Пигмалиона распространяется не только на школу.

Родители также транслируют детям свои ожидания. И если ребенку на протяжении длительного времени говорят, что он плохой, непослушный, глупый, он в конце концов усвоит эту роль. Таким образом мы влияем на его самооценку и ограничиваем его способность действовать в различных ситуациях. Можно сказать, что это мы формируем такие качества детей как лень, стеснительность, хитрость через наши ожидания.

Эффект Пигмалиона проявляется также в трудовых коллективах. Ожидания руководителей по поводу результатов работы подчиненных способны влиять на показатели их деятельности. Начальники, высоко оценивающие своих подчиненных и ожидающие от них хорошей работы, способствуют достижению высоких результатов. А руководители, постоянно критикующие сотрудников, изначально настроенные на отрицательные достижения, получают именно их.

Приходилось ли вам сталкиваться с эффектом Пигмалиона?