Дети — безответственные существа. Сколько раз я слышал подобные утверждения, но не верил.
И не верю до сих пор, да-да.
Дети (я еще раз повторю) и их поведение — это отражение нас самих в первую очередь и нашего отношения к ним. Если вы не доверяете ребенку, то он это недоверие оправдает. Хоть чем-то, да оправдает.
Если вы считаете своего ребенка неразумным — то он неразумность свою будет демонстрировать периодически. Хотя бы потому, что вы от него этого поведения ждете.
С детьми надо говорить на равных. Объяснять. В чем-то наставлять. Что-то запрещать, но обязательно мотивируя запрет, а не просто так: я запретил, просто потому, что так мне хочется! У любого вашего действия должно быть рациональное объяснение.
Признаюсь, я, когда читал подобные поучения в пособиях для родителей, писаных всякими именитыми педагогами, думал: хорошо им так говорить! А вот когда у тебя балбес подрастает, не желающий ни черта понимать, как быть?
Помнится, я с дикой неохотой ломал в себе такое снисходительное отношение к ребенку. И то, как сейчас кажется, больше потому как хотелось доказать — не правы все эти педагоги и психологи! Веками дети относились к существам неразумным, и как в них сейчас разум- то нашли раньше, чем они выросли?
Но довольно быстро стало ясно: ребенок на разумные объяснения и на предложения думать самому реагирует гораздо лучше, чем на банальные и привычные деспотические запреты и высокомерные поучения с позиции «я взрослый, а ты еще мелочь».
Дети очень быстро приучаются думать. И нести ответственность за свои решения (если они приняли эти решения сами)- тоже приучаются. У них не остается спасительного «ну я сделал, как ты сказал, потому сам, взрослый, виноват, а что на меня катишь?»
Прием это работает во всех сферах. Для примера: буквально на днях в Беларуси старший — Артем — подкатил с просьбой позолотить ручку. Вместе с местными приятелями собрались погулять — мороженое, всякие прочие прелести.
Обменять наличку в Беларуси в выходные — тот еще квест. Может быть, в Минске и найдете работающий банк с обменным пунктом, но как только от Минска немного отъехали — то все, миссия становится невыполнима.
Короче, не было налички. Выдал Артему банковскую карту, наказав звонить, если вдруг что (в том смысле, что если не будут где ее брать и требовать присутствия взрослого).
Первая фраза от родственника, это видавшего, была:
— Нy, все, прощайся с баблом, все потратит! Ты ж не сказал, сколько можно снять!
Чтобы я проникся ужасом ситуации, он немедленно рассказал пару случаев, как дети таскали карты у родителей и вгоняли тех ладно в расходы, так еще и в громадные долги (если на карте был кредитный лимит).
За весь день тренькнуло два СМС с о списании средств: за бутылку колы и за порцию мороженого. Ну да, я против колы и сам ее детям никогда не покупаю. Вот когда Темка один — он ею балуется. Ни копейкой больше с карты потрачено не было, хотя лимит мы и не установили (забыл, из головы вылетело, да и вообще — ни разу не устанавливал, Артем и сам знает границы)
— И что, больше ничего не купил? — удивлялись взрослые. -У тебя ж там денег было!..
Самое забавное, Темка так и не понял причин их удивления.
Я к чему это пишу, доверяйте детям, не считайте их неразумными, и тогда они сами начнут устанавливать для себя границы дозволенного… Причем ответственно и в очень разумных рамках.