Найти тему

ОБ ОДНОМ ИЗ СТАРЫХ И ЛУЧШИХ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ

.

Наверное, самый первый советский фантастический фильм, посвященный роботам под названием Его звали Роберт – был снят в 1967 году режиссером Ильей Ольшвангером, ранее известным советскому зрителю фильмом посвященным одному дню Владимира Ильича Ленина под названием На одной планете (1965 год.) Пожалуй один из наиболее милых, наивных, и по настоящему смешных советских фильмов (смешных не "самогонным" смехом Гайдая , или "шампанско -водочным" юмором Рязанова, а более "смысловым" смехом, играющем, и обыгрывающем абсурд ситуации, в которой главный герой меняет себя на им же созданного робота-двойника. ) Следует отметить что для 1967 года это весьма смелый и по настоящему интересный фильм. Если сказать, что фильм этот , (для тех лет, удачный) смешной потому, что в нем тонко высмеивается сама "роботообразность" чиновничье-бюрократического аппарата СССР, это ничего не понять, не увидеть за смешным, грустного, или серьезного. Робот по имени Роберт смешон как раз не столько, потому, что ему не удается человеческое , сколько как раз, потому, что он слишком человечен, куда человечнее своего создателя. Чем этот ход лучше любого хода Гайдая? Тем, что за юмором прячется грустная ирония.

Чего стоит одна только ситуация, в которой Роберт вышедший из под контроля ученых, и даже сбежавший от них, увязавшись за главной героиней (о которой речь пойдет немного ниже) поселился в одном номере с гражданином Кнопкиным , у которого Роберт, конечно же, сразу вызвал подозрения , тем что даже на вопрос о национальности , оказался не в силах ничего заметить, кроме заученного ответа что понятия национальности для него не существует. Хотя, может быть в фильме, снятым в контексте послевоенного времени вопрос Кнопкина не выглядит странным, Роберт больно уж смахивает на немца. Куда смешнее выглядит ситуация, когда по ошибке за робота принимают самого Кнопкина. Фраза Кнопкина, Мне шесть лет осталось до пенсии, а я оказывается робот - пожалуй злободневна и сейчас. Думаю, некоторые люди предпенсионного возраста это признание отнесли бы и к себе.

Что в фильме по настоящему смешного и грустного?

На самом деле, ситуация в фильме переворачивается таким образом, что на фоне советских, роботообразных чиновников, робот выглядит их человечнее , в ряде ситуаций скорее напоминая наивного (в чем то даже, скорее, "первозданного") человека. Это позднее в СССР станет культовым фильм Приключения Электроника, фильм не смешной, а красивый и, скорее романтический, ( с катарсисом, и почти с религиозным финалом) в котором герой по имени Электроник больше напоминает пришельца с далеких миров, или того, кто во всяком случае лучше человека, чище, красивее, отзывчивее, и совершеннее его.

Не случайно в качестве Электроника выступает ангельски- прекрасный белокурый отрок.

В такого неземного ангельского отрока, словно сошедшего с полотна романтика Василия Тропинина, (говоря о его знаменитом портрете сына Арсения) невозможно не влюбиться. Однако, это уже иная, более поздняя история .Фильм Приключения Электроника был снят в 1979 году . Говоря же фильме, Его звали Роберт фильм (повторюсь), был снят в 1967 году, да и по советскому телевидению он шел почему то редко, как фильм маргинальный.

Почему кстати, я вспомнил про этот фильм, после праздника 23 февраля?

Признавался я когда-то давно , что не хотел я никогда быть каким-нибудь настоящим крутым мужчиной, как это проповедуют теперь. Рос я в эпоху СССР. Мое детское я формировалось в 70е, 80е годы, когда солистом детского хора был Виталик Николаев похожий на сказочного принца, когда шел фильм Приключения Электроника (фильм очень сильно на меня повлиявший) , когда в СССР уже грезили космосом, ангелами, и какими то добрыми пришельцами. И я хотел быть всегда ангелом, и ощущал себя им. Мои ценности и идеалы - закладывались с самого детства, и пожалуй, не изменились и сейчас, да и вряд ли, уже, изменятся.

Не мудрено, что в детстве я грезил Экзюпери, а в 20 лет грезил мистицизмом, и святостью...

Вообще миф о том что в женщине есть начало прекрасное, (а в мужчинах, нет) несостоятелен. Вспоминая место из фильма Приключения Электроника, в котором Электроник поет божественным голосом Робертино Лоретти, я бы заметил, что в любой религиозный хор берут охотнее мальчиков, а не девочек, потому что у них чаще голоса ангельские, что говорит о том, что начало прекрасное есть и в мужчинах. Другое дело, что оно в них не развивается, и с возрастом и подростковой ломкой - лишь притупляется...

Девочка может обладать очень красивым голосом, но как ангел девочка не споет.

Как небесный ангел споет только мальчик. И это одна - из самых необъяснимых тайн, потому что трудно сказать - в чем состоит причина. Разве только в том что в мальчика (в мужчину) больше Господом вложено небесного... Однако, и мужчина и женщина созданы для святости., и могут стать святыми, при этом, я бы сказал в равной степени. И не только супружество - (если говорить в идеале) , но и подлинная любовь - один из путей обретения христианской святости и мужчиной и женщиной, даже если она в нашем мире , скорее, редка.

Впрочем, наверное я далеко ушел от темы фильма.

Тем более, что конечно ничего напоминающего святость отношений меж мужчиной и женщиной (говоря о ситуации, в которой ученый Сергей Сергеевич решив провести испытание робота созданного по образу и подобию своего создателя, отправляет его на свидание с невестой одного из своих сотрудников Татьяной) не происходит. Не спасает ситуацию ни романтика их встречи , ни даже сверхчеловеческая сила «мужественного» Роберта.

Роберт в конце концов на одном свидании с ней ломается.

В фильме выглядит ироничным место, в котором Роберт готовый исполнить все пожелания своей любимой Татьяны, то бросается в реку с моста, то бежит за поездом в котором героиня уезжает в горный турлагерь, не смотря на то что , Татьяне это скорее, даже, нравится и льстит. Любая женщина мечтала бы о таком вот послушном роботе-мужчине, и это и есть в фильме самое горькое. После таких сцен – не хочется верить в любовь…

Хотя, именно Роберта по настоящему жалко.

Не спасают и поэтические ассоциации связанные с красотой белой ночи, которые девушка пытается донести до Роберта, ни красота волжского берега с наступающей Весной, и даже совсем не потому что Роберт не в силах понять языка эмоций девушки, а потому, что в сущности воспоминания девушки очень нарциссичны . Ей не так важна красота белой ночи. Красота белой ночи ей нужна как фон для ее привлекательности, и даже Волга ей нужна как зеркало ее красоты.

Таня любит себя, а не Волгу, и не белую ленинградскую ночь.

Именно ее тон, интонация , ее самолюбование и неискренность, – и выводит Роберта из строя, а отнюдь не неспособность понять поэтически пейзажную красоту (в этом месте девушка даже читает стихи одного советского поэта ) – как хотя бы аналог понятия математической гармонии. В конце концов даже самой красивой поэзии не существует без математики, поскольку и в математике есть поэзия, и поэзия в математике.

А с другой стороны и настоящая любовь всегда как поэзия.

Ведь даже если говорить о поэтах, каждый настоящий поэт любит поэтов предшественников больше чем себя, чем зрелее пишет, тем больше их любит (при этом, больше, чем себя, или свой поэтический мир.) Пишут стихи только для развития и поддержания этой любви, не для чего другого поэзия не существует рождающаяся в этом диалоге. Если любви к себе становится больше - любви к предшественникам, искусство неизбежно падает.

Однако, то же самое можно отнести и к отношениям.

Потому что и отношения это всегда взаимное творческое искусство двух я . И подобно тому как искусство рождается в условии любви к другому - при сохранении твоего я , являя обретение этой тонкой золотой середины (каждый раз это обретение – и нарушая и воссоздавая), то же самое можно сказать о любви, вообще, говоря о жизни.

В том числе и о ситуациях духовного влияния в дружбе , и в любви...

В конце концов , люди не могут и не должны быть носителями чужих энергий , чужого опыта, и чужого языка, и только потому они переживают чужой опыт как свой собственный, что этот опыт в них творчески преображается, преломляется в них. И потому, не только искусства не существует без любви, но и любви не существует без искусства.

Почему на моей странице так много пейзажей?

От невыразимости. Я Ива по гороскопу друидов, а ива живет полубессознательными (не проясненными в сознании) желаниями. Отсюда невыразимость. Порой мне кажется, что тот или иной пейзаж выражает то, что я хотел бы сказать.. С другой стороны отсюда и моя склонность к поэзии, кроющаяся в том же.

Любая культура начинается с взаимоотношений.

Я бы повторил одну свою мысль, выраженную в другой статье, что среда животного - природа, а среда человека - культура (точно такая же среда, как для животного - природа), и что Как Господь подпитывает природу, так же и религия подпитывает культуру. Но лишь человек способен спасти и природу и культуру, ибо животное - не в состоянии спасти природу. Природа и Культура в большей мере связаны , чем нам кажется.

Никакие машины не заменят людям природы, как цивилизация - культуру.

И никакие роботы никогда не будут созданы, даже не потому что это невозможно, а лишь потому что более лучшего робота чем автоматизированный человек, никакой ученый уже в будущем не создаст. Как писал Маркс, машинный изнурительный труд машинизирует человека. Но ничуть не менее нас автоматизирует и машина социума.

Лишь отношения личные этому способны противостоять.

Даже, именно самим фактом что робот ломается на свидании с Таней, в роботе тем самым лишь обнаруживается его человеческое. В фильме есть намек, что лишь любовь нас если не делает людьми, то обнаруживает в нас что то живое, и хотя, наверное это в большей мере божественное, чем человеческое - но в любом случае это живое. Робот ломается когда задается вопросом о желании другого (в данном случае, его спутницы )

Вопрос о желании другого - самый человеческий вопрос…

На нем сломается и человек, а ни то что бы робот, (особенно в ситуации желания женщины) . В наши дни люди роботообразны не только потому что социум их превращает в винтики одной социальной системы, роботообразен человек и своими неврозами навязчивых повторений, и тем, что люди легко программируются мнениями авторитетов, не всегда проявляя критичность. Хорошо, если любовь к себе выступает как защита от чужого.

Однако, превыше себя нужно любить Господа.

Потому что не любя Господа мы легко станем заложниками наших кумиров,(роботообразными носителями чужих энергий) будь то Батай, или популярный исполнитель Егор Летов, в отличие от ситуации любви к Христу. Лишь в любви к Господу нельзя потерять себя. В любви к Христу мы лишь обретаем себя, а не теряем.

Уже потому и нужно любить Христа.

Люди ведь не рождены что бы пропасть (в плотской любви ли, в наркомании, в любви к деньгам, или к своим кумирам), я не провожу особенной разницы между этими явлениями, поскольку, природа их одна. Люди рождены что бы спастись в Господе.

В этом смысл жизни, другого нам смысла не дано от Бога.

А говоря о фильме, фильм и вправду и милый и смешной, и в то же время, грустный, фильм, способный, даже, вызвать слезы. Фильм возможно, выглядит несколько архаичным на фоне многих современных фильмов о роботах.

С другой стороны, это какой то самый вечный фильм.