Чуть больше пятнадцати лет назад, в июле 2004-го года завершился исторический автопробег «Лиссабон-Владивосток», на котором не спортивный, а простой рабочий тягач КАМАЗ утёр нос иностранным соперникам. Хотя, автопробег — это же не соревнование, поэтому особых почестей наши водители не снискали, но доказали, что отечественный автопром может поставить на рынок автомобили, достойные забугорных конкурентов.
Россию тогда представлял один единственный новый автомобиль из всех участников пробега. Это был автопоезд — КАМАЗ-5460.
Отметим ещё раз, что машина была новая, не обкатанная, сошла с конвейера буквально за три дня до того, как отправиться на автопробег. В то время как, например, Мерседес выставился с автопоездом, который уже успешно использовался в течение года.
До начала пробега случился забавный казус: ДАФ не приехал. Была бы гонка — поставили бы автоматический проигрыш за неявку.
Ранее заявлялось, что помимо уже отмеченных двух автопоездов будет участвовать и представитель голландского автопрома (на рекламном фото выше он слева), но в Москву вместо него прибыл Интернейшнл из США.
Оказалось, что дафовцы решили не участвовать в пробеге по российским дорогам, которые, якобы, технически не соответствуют их технике. В общем, испугались конкуренции с КАМАЗом. Оно не мудрено — команда «КАМАЗ-мастер» к тому времени уже была пятикратным победителем Дакара.
Экипаж челнинского автопоезда состоял из трёх человек, работников Торгово-финансовой компании (ТФК) «КАМАЗ». Это директор департамента сервиса и качества Леонид Ожегов и два водителя-испытателя — Загфар Хабибуллин и Николай Чумаков.
Из Набережных Челнов КАМАЗ-5460 выехал 12 мая, а через двенадцать дней, 24 мая стартовал вместе со всеми участниками из Лиссабона.
Маршрут пробега составил 25 700 километров:
Вот такой заметкой в корпоративной прессе «Вести КАМАЗа» отметили промежуточную остановку в Германии в конце мая.
Самый сложный этап автопробега был на дороге «Чита - Хабаровск». Это именно та трасса, которую за несколько месяцев до автопробега, в феврале 2004-го, лично открыл Президент России Владимир Путин, проехав по ней за рулём жёлтой «Калины», помните это событие?
На этой трассе КАМАЗ дважды вытаскивал застрявший Мерседес и на буксире выводил его на более качественные участки дороги.
По итогам автопробега руководитель экипажа Леонид Ожегов дал исчерпывающий ответ на вопрос «Что показал автопробег?»
Видеосюжеты о Первом трансконтинентальном автопробеге собраны на памятном диске, который хранится в Музее «КАМАЗа». На обложке диска — автографы членов камазовского экипажа.