Найти тему
Рассказы Че

Сумка, набитая размышлениями

Иллюстрация «Pixabay» для бесплатного пользования без указания авторства
Иллюстрация «Pixabay» для бесплатного пользования без указания авторства

Маня позвала меня на выставку. Позвонила в субботу утром и крикнула в трубку:

— Ну, чё, мать?!

— Что? — уточнила я.

— Хорош киснуть, пошли в свет!

— Пошли, мать, — равнодушно согласилась я, — далеко он?

— Свет? Да не… Не очень. На Достоевского. Там открылась выставка современного искусства. Посетим?

— Почему нет? Приобщимся к прекрасному, заодно прошвырнёмся по торговому центру. Мне сумку нужно купить.

— Ну, давай, я заеду за тобой в час.

Нырнув в просторные джинсы, я влезла в первый попавшийся свитер, заколола гулю на макушке — вот и все сборы. Чего-то не хватает… Подошла к зеркалу, критически оглядела себя с ног до головы и приложила указательные пальчики к уголкам губ. Забыла улыбнуться, вот в чём оплошность. Потянула уголки вверх, совсем чуть-чуть — совсем другое дело! — так и оставим.

Маня, как и обещала, явилась в час. К этому моменту я уже минут десять как околачивалась у парадной в томительном ожидании. Живо плюхнувшись на переднее сиденье, я не глядя бросила сумку за спинку в тот самый миг, когда подруга резко сдала назад. Сумка подпрыгнула и смачно изрыгнула на коврик всё своё содержимое: расчёску, помаду, пудру, кошелёк с мелочью, тени, мобильник, камень, найденный у моря, ещё один булыжник с Алтая, просроченный газовый баллончик, два пустых кошелька, смятые купюры, четыре использованные зажигалки, паспорт, чеки и карточки… Ещё и фотка бывшего — уже с неделю как! — скользнула под сиденье. Впрочем, там ей самое место.

— Вот блин! — выругалась я. — Ты чего такая резкая, Мань?

— Сумку застегивать надо, — парировала подруга, и, обернувшись, засмеялась, — и перебирать внутри хлам хоть изредка.

— Да некогда, работы много.

— Некогда… сумку застегнуть?

— И это тоже, — кивнула я с серьёзным выражением лица. — Нас много. Пойдёшь по улице, обрати внимание на сумки. Никто не грузится.

— Да ладно? — Маня кинула недоверчивый взгляд в мою сторону. — А каких пор ты стала такой же пофигисткой?

— Молния сломалась. Чинить неохота это старьё, она уже вся истрепалась, проще выкинуть.

Пока мы болтали, Манька вырулила на Достоевскую улицу и ткнулась в прогал между двумя внедорожниками. Она стала парковаться, а я перегнулась назад и собрала рассыпавшееся «богатство». Фотку решила не искать — пусть валяется под сиденьем, автомобилю будет с кем коротать ночи.

— Давай зайдём, — я потянула подругу в «Саквояж», зазывающий к себе яркой вывеской.

И, не дожидаясь ответа, ускорила шаг, почти побежала — вперед, к ней, к моей новой сумочке! Я чувствую, что она ждёт меня в магазине, давно ждёт, уже, наверное, и скидками обросла… Сегодня всё — только лишь для меня! Да, там действительно шла распродажа, и, конечно, мы с Ней узнали друг друга сразу — в тот миг, когда я переступила порог. Она возлежала на полке, опершись о стену мягкой спинкой, и — уже отчаявшись, видимо, дождаться хозяйку — тосковала, уныло свесив ручки вниз. Я медленно приблизилась к Ней.

— Ой, какая… — склонив голову, погладила жёлтый кожаный карманчик и бережно, как ребёнка, взяла её на руки.

— Куда ты так рванула? — подошла сзади запыхавшаяся Машка.

— К ней, — похвасталась я. — Смотри, какая…

Подруга пожала плечами, но я, не обратив никакого внимания на её реакцию, отправилась на кассу. Теперь Она моя! Моя новая сумка! Я танцевала, не обращая внимания на людей, а Манька недовольно дёргала меня за рукав, чем ещё больше веселила. Какой сегодня день: чудесный, светлый, удивительный! Три красотки — я, Машка и сумка — идём, смеясь и пританцовывая, на выставку. Разве это не чудесно?

Обилетившись в кассе, мы проследовали в просторную залу с лепниной на потолке и дубовым паркетом под ногами. «Современное искусство» выставлялось в старинном особняке, который когда-то принадлежал купеческому роду — организаторы почему-то посчитали удачной идею такого контраста и назвали проект «Связь поколений». В зале красовалось десять странных инсталляций, и нам с Машкой предстояло разгадать смысл каждой из них.

Иллюстрация «Pixabay» для бесплатного пользования без  указания авторства
Иллюстрация «Pixabay» для бесплатного пользования без указания авторства

Одна представляла собой тетраэдр высотой с человеческий рост с витыми проволочными гранями, между которыми были натянуты ленты из прозрачного целлофана — внахлёст, друг на друга, но так, чтоб при желании между ними можно было просунуть руку. Внутри тетраэдра прямо на полу валялась кукла — большая пластмассовая кукла-младенец, из тех, что продавались в советские времена. Правда, продавались они в одежде, а эта оказалась голой — только чепчик на макушке. Инсталляция называлась «Равнодушие».

Рядом лежал человек — точнее, его неловкая имитация из папье-маше, с длинными руками-полотенцами и ногами-трубками. Поверх фигуры были накиданы маски, с дюжину всяческих: от антикварных Пьеро и жутких демонических рыл до зайчиков, свинок и лисичек с детсадовских утренников. Лицо «человека» было стёрто — так, словно кто-то пытался нарисовать его, но передумал и смахнул эскиз влажной тряпкой, размазав краску по лицу. Окружённый масками человек со стёртым лицом именовался Свободой — так гласила надпись на табличке у инсталляции.

Покачав задумчиво головой — да, вот вам и свобода… — я перешла к третьей композиции. Там парило нечто воздушное, состоящее из блестящих шариков, подвешенных к высокой раме на тонких нитях, между которыми болтались ножницы — тяжёлые, портновские. Такими в школе мне приходилось раскраивать ткань на уроках труда. Что же это означает?

— Мечты… — Машка, осматривавшая экспонаты с той стороны зала, подошла ко мне. — Прикинь, это мечты. А почему здесь ножницы?

— Не знаю. Наверное, символизируют страхи или ограничения. Что-то, что может помешать…

— Но ведь они не срежут нить с шариком случайно, это должен сделать сам человек, — резонно предположила Маша.

— Ну, да, получается, что мы сами берём портновские ножницы и отрезаем себе крылья. Да, мне кажется, куда лучше здесь смотрелись бы крылья, — подумала я вслух.

***

Сумка соскользнула с плеча на локоть. Хлам внутри подпрыгнул и чуть не выскочил наружу, как это случилось часом раньше в машине.

— Ты чего ходишь с двумя сумками? — заметила, наконец, подруга. — Взяла бы и переложила всё в обновку, а старую можешь сразу и выкинуть.

— Ой, да что-то не подумала. Точно!

Я оглянулась по сторонам. В центре зала красовалась высокая тумба, на которой лежал увесистый камень — втрое крупнее моего алтайского булыжника — и стояла пепельница с окурками. Здесь же не курят... Зачем?!

— Давай к этой стойке отойдём, я там быстренько всё поменяю! — предложила я.

Мы водрузили сумки на тумбу и начали бодро перекидывать вещи из старой в новую. Маня, посмеиваясь над моей «коллекцией», с любопытством разглядывала её.

— Зачем тебе три кошелька?

— В одном мелочь ношу, второй для крупных купюр, но я постоянно забываю про него, поэтому он всегда пустует. А третий завалялся с незапамятных времен, всё недосуг выбросить.

— А камни?

— Везла из отпуска, но так и не выложила.

— Хм, а чеки?

— Знаешь, иногда бывает нужно что-то написать, а блокнота нет под рукой…

— Ясно… Давай избавимся от этого прямо сейчас? Оставим в сумке и выкинем её вместе с хламом? — предложила Машка.

— Да, ты права, — согласилась я.

В новую сумку перекочевали документы, деньги, два кошелька и косметика. И телефон, который я сунула во внутренний кармашек. Очень удобно! Кармашек завибрировал и заиграл до боли знакомую мелодию…

Надо же, неужели бывшему что-то понадобилось? Я приняла входящий вызов, и отбежала к окну.

— Давай встретимся, — попросил бывший.

Голос его был печален и напряжён — и это ласкало слух.

Ах, вот как?! Встретиться он захотел, подумать только?! Дошло наконец-то, что был неправ.

— Ну, не знаю… — протянула я. — Может, когда-нибудь и встретимся…

Зачем я это говорю?! Сейчас он ответит: «Да, действительно, нет смысла», и я останусь стоять в очень красивой позе в зале со странными инсталляциями — с удовлетворённым самолюбием и вдребезги разбитым сердцем, которое могло бы собраться воедино, не окажись я такой стервой.

Впрочем, бывший на этот раз проявил сознательность:

— Нет, давай не когда-нибудь, а сегодня.

— Хорошо, — тут же согласилась я, вмиг сдавая позиции, отвоёванные тридцать секунд назад.

— Я приеду. Ты дома?

— Нет, я на выставке! — похвалилась я, чтобы он понял, что я совсем и не скучаю без него. И тут же добавила, чтобы он не передумал: — Но я уже всё посмотрела…

— Давай я подъеду к выставке! Где она?

— На Достоевского.

— Через полчаса буду.

— Хорошо, — равнодушно ответила я и нажала отбой.

...И со всех ног полетела к Маньке, напугав ту до беспамятства — вцепилась в неё, обняла за плечи и начала трясти. Подруга опешила:

— С ума сошла? Кто тебе звонил?

— Ну, кто же ещё, как не Пашка, — радостно восклицала я. — Это он, это он, это он!

— Он же козёл? — уточнила Маша.

— Был козлом. Двадцать минут назад. Но только что перестал им быть.

— Понятно, — улыбнулась подруга. — Хочет помириться?

— Да, да, да! — затанцевала я, и извиняющимся тоном «попросилась»: — Я пойду с ним поговорю, ладно? Очень нужно! Очень-очень!

— Иди, — махнула та рукой, — что ж теперь…

— И я там у тебя фотографию под сиденьем забыла, — смущенно призналась я, — найдёшь её, ладно?

Мы всё же успели досмотреть экспозицию — оставшихся двадцати минут хватило с лихвой. Когда зазвонил телефон, я, прижав палец к губам, многозначительно глянула на Маньку и, придав своему лицу в высшей степени надменное выражение, направилась к выходу.

Продолжение рассказа читайте здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5d25b16b520a9b00ae3c889b/sumka-nabitaia-razmyshleniiami-chast-2-5d49270c520a9b00acb54877

© — Юлия Черкасова

От автора: вторая часть юмористического рассказа — в следующей публикации. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!
-3