Частный автомобиль в советском кино, как и в жизни, был редкой птицей. Стоили машины по сравнению с зарплатой очень дорого, да и в свободной продаже их с конца 1950-х годов не было. Прийти в магазин и сразу купить машину было невозможно, нужно было записаться в очередь и ждать несколько лет (а то и десяток). Собственный автомобиль появлялся в фильмах в одном-двух эпизодах, а такие картины, где личное авто становилось едва ли не главным героем, можно сосчитать по пальцам. И всё-же пятёрку таких фильмов я собрал.
Не имей сто рублей
1959 год
Ленфильм
Сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова
Режиссёр Геннадий Казанский
На пятом месте музыкальная комедия о директоре краеведческого музея Иване Андреевиче Бажанове, отправившимся искать клад. В компании шофёра Василия Васильевича Гуляева на его собственном автомобиле. По дороге они берут в компанию случайных попутчиков.
По словам самого Гуляева, "собрать-то я её собрал, а почему она ходит - сам не пойму!" В своей первой жизнит это была "Победа", которую из-за ветхости или аварии списали на автобазе, где работает Гуляев. И рукастый шофёр подарил этой груде металла вторую жизнь. Четырёхдверный кузов "кабриолет" переделан из кузова "Победы". Задняя часть, салон и торпедо остались без изменений. У дверей срезаны оконные рамки, а ниши задних колёс закрыты щитками. Возможно поэтому кажется, что база этой машины меньше чем у "Победы". Но вернёмся к кузову. Вся передняя часть у машины Гуляева самодельная, от капота до крыльев. Лобовое стекло тоже самопальное - простая прямоугольная рамка.
Сверхлюбопытная деталь: на капоте установлена фигурка борзой, очень похожая на те, что ставили на пробки радиаторов довоенных Фордов и Линкольнов. Как она попала к Гуляеву? Может, снята с трофейного авто. А может и нет.
В фильме есть интересные "попутки". Начиная с 15-й минуты в очереди у железнодорожного переезда выстраиваются ГАЗ-69 "Кинохроника", самосвал ЗиС-585 и тягач ЯАЗ-210Г с универсальным кузовом.
Ждут, пока проедет паровоз СО с составом четырёхосных цистерн (на одной деревянная тормозная площадка).
Бонус для фанатов железной дороги - шлагбаум с ручным управлением во всех подробностях. На 29-й минуте в кадр попал молоковоз ГАЗ-51, в мечтах Гуляева появляется фаэтон ЗиС-110Б, а путешествие к острову с кладом завершается поездкой на буксире с баржей.
Музыкальная комедия среднего уровня, зато какая машина! Однако на экране она только в первой половине фильма, поэтому пятое место.
Шофёр поневоле
1958 год
Ленфильм
Сценарий Сергея Михалкова и Клементия Минца
Режиссёр Надежда Кошеверова
На четвёртом месте комедия "Шофёр поневоле" о перепутанных гражданах. Иван Петрович Пастухов, начальник Главупрснабсбыта, отправляется с женой в отпуск. Жена поездом, а Пастухов на собственном автомобиле. Большой начальник может себе позволить собственную машину, но в очереди тоже пришлось постоять. В ответ на реплику жены "И зачем мы только купили эту машину!?" он так и отвечает "Зачем-зачем… Потому что очередь подошла!".
Водит Пастухов плохо и берёт с собой личного шофёра Саврасова. Уезжая из дома, он по ошибке забирает чемодан с вещами жены. В дороге Саврасов становится беспомощным из-за приступа радикулита, Пастухов укладывает его на заднее сиденье, укрывает своим пиджаком и отвозит в больницу. Там Саврасова в чужом пиджаке сразу отправляют в палату, а Пастухов быстро уезжает. Саврасова принимают за начальника по найденным в пиджаке документам. В свою очередь, оставшийся без вещей, документов и денег Пастухов вынужден возвращаться в больницу. А водит машину он плохо... Короче, в фильме много сцен с серо-синей двухцветной "Волгой" ГАЗ-21 первой серии.
Самые эффектные кадры - пробирающаяся по просёлку и застревающая в лесу "Волга", которую в результате вытягивают самосвалом ГАЗ-93. И эта же "Волга", запряжённая парой волов, почти в финале.
нтересные попутки в основном в эпизоде на обочине, где Саврасов копается под капотом. По дороге на заднем оживлённое движение. Во встречном направлении проезжают фургон ГАЗ-51, молоковоз ЗиС-150 и автобус ЗиС-155, а в попутном несколько полуприцепов-фургонов ПАЗ с тягачами ЗиС. После починки мотора Пастухову и Саврасову навстречу попадается кабриолет ЗиС-101А.
Не так чтобы очень смешной фильм, но красавица-"Волга" на экране практически всю дорогу, так что четвёртое место в моём топе.
К Чёрному морю
1957 год
Мосфильм
Сценарий Леонида Малюгина
Режиссёр Андрей Тутышкин
На третьем месте лирическая комедия "К Чёрному морю". К главной героине Ирине Кручининой, студентке пединститута, неравнодушен преподаватель того же института Константин Александрович Хохлов. Он предлагает Ирине отправиться в отпуск к Чёрному море на автомобиле, который собирается купить. И с гордостью показывает Ирине в витрине автомагазина двухцветную "Волгу" ГАЗ-21 на вращающемся подиуме - у него будет такая же! Ирина с радостью соглашается, но есть проблема - Хохлов не умеет водить машину.
Ирина отправляется в автошколу, где влюбляется в одноклассника Николая Кукушкина, владельца . Экзамен на права Ирина проваливает (на права она сдаёт на Победе-кабриолет) и на этой почве ссорится с Хохловым.
В тот же день они с Николаем решают расписаться. И сразу же отправиться к морю на автомобиле вместе с друзьями по автошколе, а свадьбу сыграть по дороге.
Купивший машину (правда попроще, одноцветную вишнёвую) Хохлов нанимает водителя и бросается в погоню за Ириной на собственной "Волге"… Хохлов, кстати, единственный персонаж фильма, про которого ясно, на какие шиши он купил автомобиль. Происхождение собственных авто у остальных героев, особенно у молоденького Кукушкина - тайна за семью печатями.
Сюжет не ахти какой, зато во всех подробностях показан "Москвич-402" Кукушкина - новая модель завода, только-только вставшая на конвейер (1956 год) к моменту съёмок. Двое друзей-путешественников являются обладателями таких же "Москвичей", а у парочки постарше "Победа" ГАЗ-20В.
Кроме главных автогероев на экране множество интересных попуток: бортовой ЯАЗ-210 с прицепом-тралом, автобус ЗиС-155, хлебный фургон ГАЗ-51 и молоковоз ЗиС-150.
На сценах в поле в кадре комбайны С-4 и председательский ГАЗ-69.
В сцене, где Ирина встречает на дороге автомобиль Хохлова на заднем плане проезжает ПАЗ-653, скорая помощь на шасси ГАЗ-51. Она зелёного цвета, с табличкой с красным крестом на задней стенке кузова.
В общем, фильм уверенно занимает третье место.
Три плюс два
1963 год
Cовместное производство киностудии имени Горького и Рижской киностудии
Сценарий Сергея Михалкова, режиссёр Генрих Оганесян
Две машины, две компании, две счастливые пары в финале - второе место. Два "экипажа" - мужской и женский - отдыхают "дикарями" на берегу моря. Добрались в тёплые края они на собственных автомобилях, причём купленных на честно заработанные деньги. 21-я "Волга" принадлежит Степану Сундукову, доктору физико-математических наук.
Судя по разговорам, он занимается элементарными частицами и имеет публикации в прессе. Скорее всего, Сундуков сделал какое-нибудь открытие и получил большую премию, на которую и купил собственную "Волгу". А к ней ещё и грузовой прицеп, он тоже постоянно мелькает в кадре.
Девичий "Запорожец" попроще и раза в два дешевле, но барышни на нём всё равно приехали не самые простые. Одна актриса, другая укротительница в цирке.
Съёмки в кино, гастроли (в том числе и зарубежные) - возможность купить собственный автомобиль есть у каждой из них. Тем более самый дешёвый на тот момент в СССР.
Забавным выглядит диалог мужчин, рассматривающих девичью машину на 24-й минуте фильма:
- Консервная банка системы "Запорожец".
- Новой марки?
- Старьё!
Вот уж чья бы корова мычала. "Горбатый" выпускался с 1960 года и на момент съёмок фильма был более чем современным. Старьё по сравнению с ним как раз сундуковская "Волга" - первый вариант со звездой на решётке, выпускавшийся в 1957-1958 годах.
Так как действие происходит на берегу моря, попуток в фильме нет. Вернее, они есть, но только в широкоэкранной версии, где сцену погони за уехавшими девушками не стали сокращать. Но всё равно, попуток очень мало. Из интересного навстречу "Волге" попадается автобус ЗиЛ-158, а на правой обочине кран К-51 устанавливает опору ЛЭП.
Хороший фильм с замечательными актёрами. "Три плюс два" на второй строчке моего топа.
Берегись автомобиля
1966
Мосфильм
Сценарий Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова
Режиссёр Эльдар Рязанов
А на первом месте "Берегись автомобиля". Отличный фильм с динамичным сюжетом и блестящим актёрским составом, золотой фонд советского кино. Наряду с людьми одним из главных героев фильма стала 21-я "Волга" ловкача и спекулянта Димы Семицветова, за которой охотится борец за справедливость Юрий Деточкин.
Рассказывать сюжет не вижу смысла, его все знают наизусть. А многие реплики героев ушли в народ и стали крылатыми фразами. Машина Димы Семицветова - "Волга" третьей серии с облицовкой "китовый ус" и дополнительным аксессуаром: багажником на крыше.
Ну и как всегда о машинах второго плана. Едва ли не наравне с "Волгой" в фильме участвуют троллейбусы СВАРЗ-МТБЭС. На одном из них работает невеста Деточкина Люба.
Эпизод у комиссионки - там где "Беломора" не было и Деточкин купил сигареты "Друг". Когда Семицветов паркуется, перед его машиной стоит такая же светлая "Волга". Когда Деточкин через несколько минут пытается угнать Димину "блондинку", перед ней припаркована уже Tatra-603, чешский авто представительского класса. Очень редкий автомобиль, жаль что видно его не полностью. А когда "преступника" задерживают, перед машиной Семицветова уже нет ни одного автомобиля.
В эпизоде с подъёмом гаража отметился автокран К-51 на шасси МАЗ-200. Он появляется в фильме дважды: в сценах кражи и следственного эксперимента. Во второй сцене можно заметить и милицейскую 21-ю "Волгу" с полосой на двери.
Очень много иномарок у придорожного мотеля, из которого Деточкин отправляет телеграмму. Толком, правда, видно только Mercedes-Benz 190, первый автомобиль компании с кузовом понтонной компоновки.
Парочка трубовозов ЗиЛ-164 проезжают в эпизоде с погоней. Обратите внимание: прицеп-роспуск никак не связан с тягачом, нет ни дышла, ни гибкой сцепки. Опять же во время погони в кадре мелькает контейнерный мусоровоз ГАЗ-51.
А трал, на котором прячется Деточкин, тащит тягач МАЗ-200В.
Следующий эпизод - Люба пытается догнать на троллейбусе Деточкина, угнавшего очередную "Волгу". В кадре на пару секунд появляется живописная парочка - промтоварный фургон ГАЗ-51 и грузовой троллейбус ТГ. После этого Деточкин звонит следователю, тот выглядывает в окно - в углу кадра можно заметить фургон ГАЗ-51 с подъёмной крышей. Выпускались такие сначала специально для Мосторга, а после удачного опыта эксплуатации и для всей страны.
А с последней "Волгой" (второй серии с облицовкой "акулья пасть") Деточкин накосячил. Оказалось, что она принадлежит не взяточнику Стелькину, а известному учёному, кандидату наук.
Далее суд, срок и возвращение. К Любе на троллейбусе в заключительной сцене.
"Берегись автомобиля" занимает первое место в моей пятёрке.
ТОП-5 советских фильмов с личными автомобилями на этом закончен. Продолжение следует.