Споры вокруг Орнетта Коулмана продолжались. Милт Джексон высказался по этому поводу следующим образом:
«Все боятся сказать, что в этом ничего нет. Ничего, как свободная форма не существует. Мы только едва приблизились к пониманию музыки Чарли Паркера. Теперь же публике бросают Коулмана и говорят, что "то было не правильным". Так делать нельзя».
Альбом "The Shape of Jazz to Come" 1959 года, который считается первым шагом к зарождению фри-джаза . Играют:
Alto Saxophone – Ornette Coleman
Cornet – Don Cherry
Double Bass – Charlie Haden
Drums– Billy Higgins
Ситуация с клубами постоянно менялась. Бостонский «Сторивилль», основанный Джорджем Уэйном закрылся навсегда. Зато в Новом Орлеане открыли «Презервейшн Холл» и местные джазовые ветераны наконец то получили возможность подзаработать. Открытие новоорлеанского зала также стало поводом, правда несколько запоздалым, для заслуженной гордости.
Интерес президента Кеннеди к искусству вообще оказал в-частности своё влияние и на джаз. Так в апреле в Вашингтоне выступил Бенни Гудмен, 19 ноября 1962 года в Белом доме состоялся концерт Пола Уинтера, молодого альт саксофониста, только что вернувшегося из продолжительного тура (22 недели) по Южной Америке.
Композиция Con Alma с альбома Jazz Meets the Bossa Nova 1962 года. Играет:
The Paul Winter Sextet^
Alto Saxophone, Soprano Saxophone – Paul Winter
Bass – Richard Evans
Bass Saxophone – Les Rout
Drums – Harold Jones
Piano – Warren Bernhardt
Trumpet – Dick Whitsell
В начале 1962-го года в рамках культурного обмена с Советским Союзом состоялась поездка Бенни Гудмена и его оркестра в СССР.
Другим знаменательным событием стало открытие "босса-новы". Необыкновенный и совершенно неожиданный успех лонгплея Стена Гетца и Чарли Бёрда “Jazz Samba” привёл к тому, что подобные пластинки стали появляться в великом множестве одна за другой, словно грибы после дождя; причём выпускали подобную продукцию лишь те музыканты, которые стремились просто использовать доходы от неожиданно возникшей моды на "босса-нову".
Альбом Jazz Samba 1962 года. Играют:
Bass–Keter Betts
Bass, Guitar – Gene Byrd
Drums – Bill Reichenbach, Buddy Deppenschmidt
Guitar – Charlie Byrd
Tenor Saxophone – Stan Getz
Многие из этих диковинных гибридов утратили лиричную красоту бразильских песен и мастерство тех сентиментальных музыкантов, которые первыми открыли их для джаза. Лишившись своей интенсивной чувственности и мелодичности, "босса-нова" стала просто смесью южноамериканского и североамериканского музыкального языка, выдержав при этом грубые покушения многих бизнесменов и музыкантов, стремившихся к вульгаризации её качеств. Её внутренняя ценность оказалась достаточно прочной, чтобы выдержать этот напор. Некоторые аналитики считают, что первая стадия модной волны схлынула, видя доказательство этому в её сопротивлении атональным и абстрактным экспериментам джаз-авангарда, который по их мнению «похитил» часть джазовой аудитории. Но против такого утверждения говорит тот факт, что некоторые музыканты, связанные с авангардом, как например, Сонни Роллинз или Арчи Шепп, так же соблазнились попробовать "босса-нову" на вкус.
Композиция If Ever I Would Leave You с альбома What's New? 1962 года. Играют:
Bass – Bob Cranshaw
Drums – Ben Riley
Guitar – Jim Hall
Saxophone – Sonny Rollins
Раз уж речь зашла о массовой популярности, то напомним о том, что любимым джазменом в 1962-ом был Рэй Чарлз. В то время слава его очень быстро росла и достигла предела, тогда как большинство его произведений носило коммерческий характер. Но несмотря на это он всё же сумел сохранить «свою» оригинальную публику и чистоту своих блюзов.
Композиция I got a woman. Концертное выступление 1962 года в Берлине.
Этот же год принёс большой успех и Диззи Гиллеспи, представившему на фестивале в Монтери серию композиций своего пианиста Лало Шифрина под общим названием «Новый континент». В это же время Херби Манн со своей пластинкой «Вернись домой малышка», завоевал славу влиятельного джазового музыканта, так же опирающегося в своём творчестве на музыкальную культуру Южной Америки и других этнических областей. Его успеху способствовали подлинные музыкальные качества, но несмотря на это, многие критики высказывались о нём в недоброжелательном тоне. По этому поводу Манн заявил:
«…когда человек играет джаз, который любят более десяти человек, то сразу же начинают говорить, что это коммерция…».
Композиция Comin' Home Baby с альбома Herbie Mann At The Village Gate 1962 года. Играют:
Bass – Ahmad Abdul-Malik
Drums –Rudy Collins
Flute – Herbie Mann
Percussion – Chief Bey
Percussion, Congas – Ray Mantilla
Vibraphone – Hagood Hardy
Аналогичные комментарии можно отнести и к Джимми Смиту, органисту, чьи пластинки были наиболее популярны в 1963-ем году. К этому времени Смит уже отработал свой знаменитый стиль исполнения блюзов в комбо, в котором его орган дополняли как правило саксофон, гитара и барабаны. Влияние Смита быстро распространилось как в США, так и за их пределами.
Композиция Sugar Hill с альбома Home Cookin 1961 года. Играют:
Drums – Donald Bailey
Guitar – Kenny Burrell
Organ – Jimmy Smith
Блюз, основным отличительным свойством и главной ценностью которого было в том возбуждённом эмоциональном напряжении, которое рождали его звуки, был далеко не единственным направлением, которым следовал в те годы джаз. Напротив, широту джазовой палитры продемонстрировали, например выступления (1963-го года) оркестра U.S.A. ( Orchestra U.S.A. ), исполнявшего сложную по содержанию музыку "третьего течения" и в котором под руководством пианиста Джона Льюиса играли 29 джазовых и классических музыкантов. Возрос и интерес к Рэви Шанкару и другим индийским музыкантам. Ощутимое движение авангардистов наблюдалось уже не только в США, но и в Англии, что было отмечено признанием в журнале «Даун Бит» (пять звёзд-примечание автора публикации) лонгплея Abstract, изданного видным представителем английской школы авангарда, Джо Харриотом.
Композиция Pictures с альбома Abstract 1962 года. Играют:
Alto Saxophone, Leader – Joe Harriott
Bass – Coleridge Goode
Drums – Phil Seamen
Piano – Pat Smythe
Trumpet – Shake Keane
В 1963-ем году произошли знаменательные события также и в лагере биг-бендов. Так 1963-ий год стал для Каунта Бейси успешнее, чем все предыдущие 28 лет его карьеры бендлидера, поскольку сразу четыре его лонгплея (два инструментальных, один с Френком Синатрой и один с Эллой Фицджеральд) стали бестселлерами.
Новый оркестр Вуди Германа, который он набрал из числа молодых джазменов записал ряд отличных альбомов и вызвал новую волну интереса к его музыке со стороны публики. Как всегда полным знаменательных событий этот год был для Дюка Эллингтона. Он сочинил музыку для пьесы Шекспира "Тимон Афинский" , поставленной в Стратфорде (Эллингтон написал оригинальную партитуру для постановки режиссера Майкла Лэнгэма пьесы Шекспира "Тимон Афинский" на Стратфордском фестивале в Онтарио, Канада, который открылся 29 июля 1963 года /примечание автора публикации/ ), основал «второй оркестр Эллингтона» для постановки своего монументального сочинения «Мой народ» (театральная постановка, посвящённая юбилею отмены рабства в США /примечание автора публикации/ ) , участвовал в чикагской выставке «100 лет афроамериканского прогресса», устроенной Джимми Джонсом при участии главного соратника Дюка, Билли Страйхорна, а также совершил большой тур по странам Среднего Востока.
Всё чаще в джазовые представления бендлидеры стали включать разные сценические эффекты. Например, Дон Эллис в своём европейском туре инсценировал на концертах ряд «случайностей», некоторые из которых выглядели достаточно сомнительными, вопреки "фри-джазу", который Дон Эллис великолепно умеет творить.
Композиция Angel Eyes с альбома Дона Эллиса Essence 1962 года.
Играют:
Bass – Gary Peacock
Drums – Gene Stone, Nick Martinis
Piano – Paul Bley
Trumpet – Don Ellis
Сонни Роллинз начал обращать на себя внимание тем, что часто начинал играть ещё за кулисами, либо, внезапным появлением где-нибудь среди публики. В тогдашней манере игры у Роллинза появился оттенок неуверенности. Это, возможно, объяснялось тем, что за время его двухлетнего молчания, неожиданно «вынырнул» Джон Колтрейн, снискавший лавры лучшего тенор-саксофониста.
В кино и на телевидении джаз по-прежнему появлялся лишь эпизодически. Диззи Гиллеспи и Юсиф Летиф наиграли музыку, которую Мол Уолдрен сочинил для кинофильма “Cool World”. Стив Аллен финансировал 26-серийную телепередачу в рамках телепрограммы «Джазовая сцена США», которая в конечном итоге оказалась более успешной за рубежом, чем в самих США. Известный критик Ральф Глизон выступал ведущим в разных образовательных телепередачах из серии «Случайный джаз», в которых музыка комбинировалась с интервью.
Диззи Гиллеспи. Композиция Chega De Saudade (No More Blues-Part II) с альбома New Wave 1963 года. Играют:
Alto Saxophone, Flute – Leo Wright
Bass – Chris White
Cabasa – Carmen Costa
Drums– Rudy Collins
Guitar – Bola Sete
Guitar, Tambourine – Jose Paula
Piano – Lalo Schifrin
Tenor Saxophone, Bass Saxophone – Charlie Ventura
Trumpet – Dizzy Gillespie
Джазовые клубы постепенно отмирали. «Блэк Хоук» в Сан-Франциско и «Никс» ( Nick's Greenwich Village night club) , тогдашняя резиденция диксиленд-ансамблей в Гринвич Вилидж в восточной части Манхеттена, закрылись. Гринвич Вилидж всё-таки уже больше воспринимался, как центр авангардистов, причём не только джазовых музыкантов, но и поэтов и художников, превратившись в привычное место их сбора.
!963 год ознаменовался большим количеством утрат. В этот год мир джаза потерял таких мастеров, как Пит Браун ( James Ostend "Pete" Brown ), Кёртис Каунс, Лиззи Майлс, Гленн Грэй, Луис Рассел и Дайна Уошингтон.