Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Между национал-социализмом и свободой

Автор - Никита Журавлёв

Всем, от мала до велика, известно, что Швейцария во время Второй Мировой Войны соблюдала свой главный идеологический принцип – нейтралитет. Как такой маленькой стране с таким невыгодным для нее расположением удалось сохранить свою независимость? Ведь к 1940 году Швейцария полностью была окружена Осью, а главной этнической группой имела немцев. Это и все остальное вы узнаете, прочитав статью.

Из-за захвата власти в Германии национал-социалистами в 1933 году радикальные группировки в Швейцарии получили особый импульс к своей популяризации среди народа. Под эту волну образовалась ультраправая партия «Национальный Фронт», самая яркая из этого списка.

Эмблема «Nationale Front»
Эмблема «Nationale Front»

Все пошло с кружка студентов и преподавателей Цюрихского университета, а разрослось до своей газеты «Железная метла» и 10,000 членов (конечно, не в кружке, а уже в партии) на пик своей популярности, 1935 год. Хотя на своих единственных выборах в Национальный совет Швейцарии партия набрала 13,000 голосов и получила 1 место. А потом возникли внутренние споры, слухи о финансировании из Германии…

В общем, все закончилось быстрым прикрытием лавочки и роспуском организации в 1936 году. Из бывших участников образовались 2 партии: умеренная «Швейцарская социальная рабочая партия» и радикальная «Союз верных швейцарцев национал-социалистического мировоззрения». Вторая добилась более существенных успехов. Даже успела встретиться с Гитлером на съезде НСДАП, где рейхсфюрер выразил желание присоединить альпийскую страну к великому и могучему Рейху. Но к 1940 году деятельность двух расколовшихся партий опять запретили, а потом они снова то создавались, то закрывались, и так на протяжении всей войны. Их поддержка среди населения уже была меньшей.

Но мало было Адольфу внутреннего вторжения через политические организации, так велась и тотальная пропаганда в Средствах Массовой Информации. Таким образом, швейцарские СМИ оставались единственными из немецкоязычных, которые еще открыто заявляли свое негативное мнение о национал-социалистическом мировоззрении. Общими усилиями швейцарцы организовали так называемую «Духовную национальную оборону». Она заключала в себе волю народа противостоять нацистам всегда и везде. Критику тоталитарных идеологий можно было услышать где угодно: на радио, в газетах, кино, магазинах, уборной. Идеальный пример — проведенная в 1939 году в Цюрихе Национальная выставка отлично помогла сопротивлению немецкой пропаганде.

Скульптура «На страже», ставшая символом Национальной выставки
Скульптура «На страже», ставшая символом Национальной выставки

Все это обозначило укрепление и сплочение швейцарского национального духа перед внешней угрозой, основанного не на крови, а надэтническом образе мыслей граждан.

Но даже несмотря на «духовную оборону», Гитлер давно мог заполучить маленькую горную страну без каких-либо проблем. Армию Рейха и Швейцарию сравнивать не придется. Да и уже готовый план вторжения под названием «Операция Танненбаум» («Елка») лежал на столе. И к 1940 году горная страна была полностью окружена странами Оси.
В 1937 рейхсфюрер заявлял швейцарскому федеральному советнику Эдмуну Шультессу:

"Во все времена, что бы ни случилось, мы будем уважать неприкосновенность и нейтралитет Швейцарии»

Все мы знаем, как исполнились эти, полные истины и правды, слова.

Но, все-таки, почему захвата не случилось? Скорее, это был риск против награды. Во-первых, 30 августа 1939 года (за два дня до нападения Германии на Польшу) парламент Швейцарии чрезвычайным созывом объединенного Федерального Собрания большинством голосов выбрал генерала, Анри Гизана.

Henri Guisan
Henri Guisan

Это очень редкая должность, избиравшаяся за всю историю страны лишь 4 раза во время крупных войн, и последний как раз за Анри. Впоследствии он за три дня провел всеобщую мобилизацию армии, увеличив ее количество до 430 000 человек в том же году. После численность войск до конца войны балансировала между 200 000-500 000 человек, в зависимости от напряженности на границе и потребности рабочей силы.

Также был разработан план по обороне Швейцарии - Национальный Редут. Он заключается в отступлении основных сил в Альпы (пока остальные пытаются приостановить движение противника на границе), где бы и продолжалось сопротивление швейцарцев. Редут состоит из трех основных крепостей — Сент-Готард, Сент-Морис и Сарганс. Все вместе они образуют широкий набор укреплений на общей линии востока-запада через Альпы. На данный момент некоторые укрепления уже выведены из строя, а некоторые сдаются в аренду или проданы для хранения цифровых данных. Неоднократно были выдвинуты вопросы о полном выводе из эксплуатации всего Редута, но на это пришлось бы потратить около 1 млрд швейцарских франков, поэтому пока с этим не спешат.

Замаскированная пушка у плотины Люсендро в районе Готарда. Она имеет калибр 105 мм и стреляет на дальности до 17 километров
Замаскированная пушка у плотины Люсендро в районе Готарда. Она имеет калибр 105 мм и стреляет на дальности до 17 километров

За все эти заслуги, и не только эти, генерала Анри Гизана запомнили как символ борьбы с нацизмом во время его восхождения по всему миру. При всем, он приходится сыном обычного сельского врача, который однажды просто решил поступить на военную службу.

Но быстрая реакция швейцарских властей — не единственное, почему Гитлер все откладывал вторжение в Альпы. Большую роль сыграла экономическая составляющая. Как нам известно, к 1940 году страна полностью была окружена странами Оси, поэтому любые ввозимые и вывозимые продукты находились под их контролем. Да и Третий Рейх уже имел выгодную торговлю со Швейцарией. Рейхсбанк, пользуясь нейтралитетом страны, покупал на захваченное и отнятое во время Холокоста золото швейцарские франки, на которые государство уже свободно могло покупать себе жизненно важные продукты. В основном это было сырье, такое как вольфрам или нефть. Всего было закуплено 1,212,600 валюты.
Также у швейцарцев в активе имелась альпийская железная дорога, имевшая центральное значение в перевозках между Германией и Италией. Они могли просто обрубить всю связь между Осью, но вместо этого подписали компромиссный договор. По его условиям, немцы и итальянцы могли провозить товары через Швейцарию только в запечатанных коробках, а сами швейцарцы не станут проверять содержимое. В обмен, Рейх поставлял жизненно важное сырье и продукты питания. Конечно, перевоз людей и военных товаров официально был под запретом, но кто знает, что было на самом деле.

-5

Несмотря на то, что швейцарцы и экспортировали продукты питания, сами себя могли обеспечить только на 52% с 1939 года. Правительство решилось принять резолюцию об «Увеличении сельскохозяйственного производства». Каждый зеленый участок, который был способен выращивать хоть репьи, был подвержен распашке и засеву. Даже в садах вокруг здания Федерального собрания росли овощи. Таким образом, посевная площадь увеличилась в три раза до конца войны. Хотя уровень самообеспечения увеличился только на 7%, дойдя до 59% с начала Второй Мировой. Пришлось ввести нормирование продуктов. Каждому человеку разрешалось покупать только определенное количество продуктов питания и товаров повседневного пользования. Для контроля создали специальный штамп нормирования. Очень много продуктов ежедневного использования были нормированы: сахар, макароны, пшеница, масло, текстиль, кофе, чай, яйца, молоко, мясо, бензин. Полностью отказаться от нормирования можно было только через три года после окончания войны.

Все же, ни одна из этих причин, почему Гитлер не вторгся Швейцарию, не является главной. Скорее, он постоянно был отвлечен более крупными фронтами, и операция «Танненбаум» постоянно откладывалась и подвергалась правкам. Примерно так описывает состояние Швейцарии обычный немецкий солдат:

«Die Schweiz, das kleine Stachelschwein, nehmen wir auf dem Rückweg ein!»
(«Возьмем Швейцарию, маленького дикобраза, на обратном пути домой!»)
Швейцарский пограничный патруль
Швейцарский пограничный патруль

Хоть и Швейцария пыталась соблюдать нейтралитет в войне, но принимала участие в военных действиях. Ввиду официальной позиции, полномасштабных битв не было, лишь стычки в небе из-за нарушения воздушного пространства. Причем нарушали как Ось, так и Союзники. Например, во время вторжения во Францию, Германия случайно оказывалась на территории Швейцарии около 200 раз. Поначалу швейцарцы не парились, и сбивали самолеты Люфтваффе. Но немцы возмущались использованием немецкого оборудования для сбивания немецких же летчиков. Пришлось лишь заставлять бошей садиться на швейцарские аэродромы.

В этом деле преуспевали и Союзники. За всю войну 6304 от них нарушали воздушное пространство. В основном, это были бомбардировщики американцев и британцев. Самолеты постоянно ошибались пунктом, к которому стремились, ошибались городом, почему бы и не страной. Например, спутав Людвигсхафен-ам-Райн с Шаффхаузеном. Следствие такой ошибкой стало 40 умерших человек, около 50 разрушенных зданий и группа небольших заводов, где производили зенитные снаряды, шарикоподшипники и части Bf. 109 для Германии. Самый печально известный инцидент произошел 4 марта 1945 года, когда разбомбили Базель и Цюрих. Почему же американцы постоянно «случайно ошибались» во время своих атак? На самом деле, даже и серьезной причины нет. Поступала лишь угроза от военного атташе США в Берне по поводу интернированных офицеров и летчиков: «Плохое обращение с американскими авиаторами может привести к "навигационным ошибкам" во время бомбардировок Германии». В итоге, швейцарцам надоело терпеть причиняемые неудобства просто так, и они санкционировали перехваты американских самолетов. Муриканцы сильно негодовали насчет данного решения. Старшие командиры утверждали, что поскольку «Швейцария полна немецких сочувствующих, она заслуживает бомбардировок». Глава ВВС США Генри Харли Арнольд даже предположил, что это сами немцы летали на захваченных самолетах союзников над Швейцарией в попытке одержать пропагандистскую победу.
За все время примерно 100 человек погибших, и вдвое больше раненных. А также неисчислимый ущерб по экономике страны.

Район Цюриха 1941 года
Район Цюриха 1941 года

А как же обстоят дела с беженцами? В силу своей занимаемой позиции в войне и расположения, Швейцария казалась самой ясной точкой для эмиграции. Особенно это касалось евреев. Тем более, страна имела в таком деле опыт — укрывала у себя гугенотов в XVI веке, самых разных политически угнетенных в XIX веке. Одним из первых евреев, бежавших в Рейх, стал Герхард Ригнер. Он в 1933 году предсказал Холокост, а впоследствии стал швейцарским представителем на Всемирном еврейском Конгрессе. Примерно до 1938 года Швейцария свободно принимала всех беженцев, так как стране нужны были рабочие. Но, перевалив за 100 000 приезжих, власти решили закрыть границы и больше никого не принимать. Удалось установить около 24 тысяч случаев отказа беженцам, которым теперь зачастую оставался путь лишь в лагеря смерти. Отчасти, это еще означало опаску, что такой поток семитской нации спровоцирует Гитлера на вторжение. Эдуард фон Штейгер, 97-й и 103-й президент Швейцарии, а также член Федерального Совета 1940-1951 годов, заявил: «Наша маленькая лодка жизни полна». Но не каждый от такого решения приходил в восторг. Пауль Грюнингер, командир полиции в кантоне Санкт-Галлен, спас 3600 евреев, позволив им въехать на территорию страны и подделать документы. За это он был уволен без права компенсации и пенсии, а потом попал в тюрьму. В 1972 году Пауль умер от бедности, а реабилитирован только в 1996 году.

Paul Grüninger
Paul Grüninger

Мало того, с 1938 года в ходе введения обязательной выдаче визы начали применять дискриминирующий штемпель «J» (от немецкого «Jude» — еврей). Таким образом, уличилась случайная уступчивость к Рейху. Немного позже, в 1995 году, власти принесли официальные извинения за разработку обозначения евреев «J».

Обычный еврейский мальчик. Похоже, на пограничном пункте
Обычный еврейский мальчик. Похоже, на пограничном пункте

Но вот война закончилась, швейцарцы облегченно вздохнули. А правительство так не думало. Цензура действовала и потом. В 1951 года было отказано в публикации доклада о политике беженцев, дали добро лишь спустя 6 лет. В 1960 году опубликовали некий документ, подтверждавший военные соглашения с Францией 1940 года. Это дискредитировало швейцарский нейтралитет. Еще транслирование сериала о Холокосте с 1979 года и подчеркивание общественностью важности армии для сохранения независимости государства…

Только к 1990-ым люди стали одумываться. Швейцарский национальный банк снова стал сотрудничать с евреями. В 1997 был создан международный фонд помощи жертвам Холокоста. В декабре 1996 года создали независимую экспертную комиссию Швейцарии по Второй Мировой войне. Ее цель ставилась в изучении экономических и финансовых отношениях Швейцарии с зарубежными странами, вопроса о безвозмездных активах и политики в отношении беженцев. В 2001 году опубликовали многочисленные исследования, а в 2002 заключительный доклад. Данная работа нашла положительный отклик у историков и широких кругах общественности.

Сентябрь 1999. Пресс-конференция в Берне по случаю презентации промежуточных итогов исследований
Сентябрь 1999. Пресс-конференция в Берне по случаю презентации промежуточных итогов исследований

Подытоживая, можно сказать, что Швейцария с великим трудом пережила эту страшную войну. Ее затраты можно сопоставить с главными участниками конфликта. Но многие люди до сих пор критикуют правительство за действия не совсем «чистого» нейтралитета. Хотя здесь их понять можно, ведь иначе бы страну незамедлительно задавили уже давно готовым планом всего на 2 дивизии.

Позиция Швейцарии всю войну
Позиция Швейцарии всю войну