Найти в Дзене

ИДЕАЛЬНО И НИКАК ИНАЧЕ

Оглавление

Структура перфекционизма

Клинический психолог Холендер (Hollander, 1978) одним из первых дал определение перфекционизма как повседневной практики предъявления к себе требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства. Бернс (Burns, 1980) сделал важное уточнение, добавив к картине перфекционизма когнитивный параметр — мышление в терминах «все или ничего», при котором допускаются только два варианта выполнения деятельности — полное соответствие высоким стандартам или полный крах.

Канадские исследователи выдвинули представление о структуре перфекционизма, включающее четыре параметра:

  • Социально предписываемый перфекционизм. Отображает потребность человека соответствовать ожиданиям других. В деструктивной степени человек убежден что неспособен угодить другим, изматывая себя этим.
  • Перфекционизм, адресованный другим людям. Отражает убеждения и ожидания относительно способностей других людей. Человек задает нереалистичные стандарты своим близким, в следствии чего приходит разочарование. В результате начинается враждебное отношение и дефицит доверия.

3. Перфекционизм, адресованный миру в целом. Стойкое убеждение в идеальности мира, все должно быть своевременно, аккуратно и идеальным.

4. Я-адресованный перфекционизм. Тенденция установления для себя высоких стандартов с целью достижения идеала, которого зачастую нет. Высокая планка с попытками достичь её зацикливаясь на одной задаче в ущерб остальных вещей.

Здоровый и невротический перфекционизм

Наблюдая за достижениями творческих деятелей психолог Дональд Хамачек (Hamachek, 1978) стал говорить о здоровом перфекционизме не имеющем невротических отклонений и патологическом.

Здоровый перфекционизм

Человек имеет лидерские качества, высокую работоспособность, активность, мотивацию для достижения цели, при этом человек здраво оценивает свои реальные способности, т. е. имеет адекватный уровень притязаний.

В ходе работы может испытывать легкий азарт и волнение. Внимание сконцентрировано на возможностях и способах достижения цели. Человек устанавливает высокие стандарты и цели, при этом получает удовольствие от процесса и достижения. В результате у него образуется высокая самооценка.

Невротический перфекционизм побуждается страхом перед неуспехом. У такого перфекциониста желание стать еще лучше становится идеей фикс, поэтому он всегда неудовлетворен. Перфекционист-невротик, чтобы показать, что он заслуживает любви и всеобщего уважения, берет в качестве ориентира некий эталон, который не соответствует его потенциалу.

При невротическом перфекционизме возникает убеждение, что несовершенный результат неприемлем. Из за чего он ставит перед собой заведомо невыполнимую задачу, и идет к ней не из за удовольствия и победы. Страх провала и отвержение главные мотиваторы. Погоня за идеальным превращается в пытку и самоистязание.

Происхождение перфекционизма

Перфекционизмом «заражаются» очень рано, зачастую в школьном возрасте. Решающим фактором выступает семейное воспитание. По мнению Хамачека (Hamachek, 1978), невротический перфекционизм происходит из детского опыта взаимодействия с неодобряющими или непостоянно проявляющими одобрение родителями, чья любовь зависит от результатов деятельности ребенка.

В первом случае ребенок стремится стать совершенным не только для того, чтобы избежать неодобрения других, но для того, чтобы наконец принять самого себя через сверхчеловеческие усилия и грандиозные достижения. Во втором случае ребенок начинает осознавать, что только хорошее выполнение деятельности делает его ценным.

Родители перфекциониста критичны, требовательны и в целом оказывают ребенку мало поддержки. Ребенок должен быть «безошибочным» чтобы удовлетворить родителей и не попасть под критику.

Выявлены четыре типа родительского поведения, которые имеют влияние на формирование перфекционистского мышления ребенка:

  • родители чрезмерно критичные и требовательные;
  • родительские ожидания и стандарты чрезмерно высоки; критика при этом не прямая, а косвенная;
  • родительское одобрение отсутствует или оно непоследовательно и условно;
  • родители-перфекционисты служат моделями для научения перфекционистским установкам и формам поведения.

Рекомендации в борьбе с невротическим перфекционизмом

  1. Выберите время и подумайте, почему вы постоянно перепроверяете себя, уделяете чрезмерно много времени занятиям, с которыми можно управиться за минуту? Напишите, что вам мешает работать без ошибок и сбоев. Обычно причиной этого является страх («Я панически боюсь ошибиться и постоянно должен(а) проверять уже сделанное», «Я не помню, делал(а) я эту работу вообще или нет», «Мне стыдно не выполнить обещание, хотя эта работа, похоже, мне не под силу»).Проанализируйте, насколько ваши страхи реальны, не являются ли они (хотя бы отчасти) плодом ваших собственных фантазий. Подумайте, ведь вы же добросовестно относитесь к работе? Почему же тогда вы держите себя в таком напряжении? Почему вы не доверяете себе, своим знаниям и профессионализму? Насколько критичны ошибки, которые вы можете совершить? Старайтесь делать только то, что вам по силам.
  2. Дайте себе право быть несовершенными в труде. Осознайте, что несовершенная работа, законченная сегодня, всегда лучше совершенной работы, откладываемой бесконечно. У японцев есть поговорка: «Почти совершенство лучше совершенства». Стремление к совершенству — это замечательно, но важно на нем не зацикливаться.Попробуйте понять, что нет предела совершенствованию и никто не может сказать, что идеал достигнут, потому что критерий совершенства субъективен, он у всех разный и на всех не угодишь. Вдумайтесь в строку из стихотворения поэта Г. Александрова: «Дойдя пешком до совершенства, не стань дряхлеющим мешком».
  3. Перед началом каждого более или менее значимого дела проведите небольшую подготовительную работу с собой. Оцените, для чего нужна эта работа, что будет зависеть от результатов ее выполнения. Решите, сколько времени и сил вы готовы ей отдать, исходя из ее реальной значимости в вашей жизни. После этого приложите все усилия, чтобы уложиться в эти рамки. Даже если придется пожертвовать качеством выполнения каких-то деталей.
  4. Если вы никак не можете приступить к какому-то делуиз-за боязни, что сделаете его плохо, используйте следующий прием. Ответьте себе на вопрос: что страшного произойдет, если у меня не получится? Чаще всего ничего действительно страшного придумать не удастся. Так почему не попробовать?
  5. Даруйте себе право на минимум три ошибки в день. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Конструктивно воспринимайте критику: критика — это проявление интереса к вашей работе. Если вас критикуют, то верят в то, что вы можете выполнить работу еще лучше.
  6. Если перфекционизм перешел в «хроническую стадию», попробуйте вести карточку учета времени. Записывайте туда все расходы времени на решение какой-либо задачи. Запись выглядит примерно так: «Думал(а) о том, что надо бы сдать баланс — 30 минут; подбивал(а) баланс — 2 часа 45 минут; искал(а) неточности — 3 часа 15 минут; вносил(а) изменения — 4 часа; итого: 8 часов 30 минут». Когда этапы работы выражаются в цифрах, управлять ими гораздо легче.
  7. Учитесь находить и разделять важное и второстепенное. Поймите, что своевременность — это тоже категория качества. Не зацикливайтесь на мельчайшей проработке деталей.
  8. По возможности сделайте перерыв на пару дней и посмотрите на сделанную работу свежим взглядом. Возможно, она покажется не такой уж плохой, как вы думали раньше.

    Другие интересные статьи в группе вконтакте https://vk.com/truepsycholog