Найти тему

Окно Джохари - наша интерактивность

Познать себя очень сложно. Что мы знаем о себе? Не так уж и много.

Мы знаем, что мы ощущаем в части простых чувств. У нас есть для этого более - менее ясные определения. Но мы часто теряемся в описании всей гаммы испытываемых ощущений. Ещё более запутанно обстоят дела в понимании того, как нас воспринимают окружающие. С одной стороны, конечно вспоминается «а судьи кто?», с другой, пока никто не изобрел «селфи» для нашего поведения. И, кстати, речь – это тоже поведение.

О своих поступках мы судим в большей мере по реакции окружающих. И вполне способны оценить то впечатление, которое производим на других.

Интересно описывает человеческую интерактивность Окно Джохари (названо по первым буквам американских психологов Джозефа Лифта (1916—2014) и Харрингтона Инхама (1914—1995). Ещё одна доступная для всех модель, позволяющая понять себя.

-2

- поле 1 – открытая зона: всё что мы знаем о себе. Всё, что мы без проблем демонстрируем всем вокруг. Широта этой зоны косвенно говорит о продуктивности взаимодействия с окружающими. Зона свободного обмена информацией;

- поле 2 – зарытая зона: содержит всё то, что мы знаем о себе такого, чем не можем (и не хотим) поделиться с окружающими. Всё здесь опечатано с грифом «секретно, не для общего пользования». Расположенные в области способности мы оцениваем и как конкурентное преимущество и как компрометирующие данные. Мы постоянно мониторим эту область, внимательно следя за сохранностью приватной информации о себе.

- поле 3 – слепая зона: мы не знаем о себе этого, а вот окружающие прекрасно осведомлены о таких наших особенностях. В это же окно попадают те наши качества, о которых мы знаем, догадываемся, но окружение воспринимает их совсем по-другому. Обычно обнаружение такого знания о себе происходит в виде озарения. Контроль над зоной осуществляется механизмами психологической защиты;

- поле 4 – мёртвая зона: мы не только не знаем о себе это, мы даже не догадываемся. Мы намного сложнее устроены, чем думаем. Впрочем, окружающие так же не подозревают о нас такое. Бессознательное – оно так и устроено. Время от времени что-то из этого поля всплывает на поверхность. И, как утверждает психоанализ, нам начинают сниться удивительные сны.

Успешность в коммуникациях подразумевает постоянное расширение открытой зоны (поле А). Эту цель преследуют все известные тренинги по личностному развитию.

С какими качествами личности ваших близких вы хотели бы никогда не познакомиться?

А что бы вы никогда не хотели узнать о себе самом?