Выставка производит дико странное впечатление, третий день пытаюсь сформулировать почему.
Я очень уважаю Уральскую биеннале как явление, планирую съездить в этом году и все такое. Надо понимать, что это именно индустриальная история - то есть про место и про перенос ценностных акцентов с потребления и центральности - на производство и локальность/глокальность. Вписанность в контекст Екатеринбурга, выставки на заводах - это все оставляет след, короче говоря.
С другой стороны, мне нравятся усилия галереи Red Line по донесению искусства до потенциального покупателя: ГУМ, отделенный от Кремлевской стены Красной площадью - это око бури московского и российского потребления. Пока поднимешься в дальний угол на третий этаж, успеешь насмотреться на симулякры книги о вкусной и здоровой пище и мифы об отдыхе на советских курортах : хозяин магазина - известный фанат светлых сторон жизни в СССР.
В результате, сама выставка приводит к острому идеологическому конфликту в голове. У меня нет никаких сомнений в том, что кураторы Марина Федоровская (от галереи) и Светлана Усольцева (от биеннале) знают и любят уральское искусство. Но они поставили себе сложное ограничение: сделать выставку из участников биеннале прошлых лет, причем чтобы они были сами именно с Урала (работы при этом можно взять любые, частью они новые). То есть получается - срез уральского искусства? Да нет, без некоторых отсутствующих здесь имен уральское искусство не представишь, да и не может галерея ставить себе такие задачи. (Забавно, что биеннале организует ГЦСИ, а в московском ГЦСИ полтора года назад была вполне представительная выставка про искусство Урала.)
Получается попытка совместить несовместимое - чтобы и про Урал (идентичность), и про биеннале (бренд), но чтобы и товар лицом (это же коммерческая галерея).
При этом Шаоюй Вэн - куратор будущей 5-й биеннале - в интервью Артгиду подчеркивает, что искусство не может существовать вне политики (true). И тут же говорит о Сталине, который много писал и говорил о необходимости искусства для народа.
Бррр, что-то каким-то сквозняком потянуло, нет?
Выставка-превью и получилась таким искусством для народа - в неприглядном смысле визита принарядившихся дальних родственников в златоглавую столицу. Владимир Селезнев (в качестве куратора открывший в эти же дни в Уральском ГЦСИ выставку «После Нас», очень симпатичную, судя по фотоотчету) - особенно ярко в этом смысле смотрится со своим супрематизмом на обоях. Место экспозиции - просто навязывает прочтения, ничего не поделаешь. «А толпа присела и заорала - идемте жрать!» (с) Маяковский.
И это еще в лучшем случае; в худшем приходит на ум образ торгующих на станциях бабушек, мимо которых проносятся сверкающие экспрессы в будущее. Мир пустошей: постиндустриальные детские игрушки из силикатного кирпича и обломков проволок («Новая уральская игрушка» Анны и Виталия Черепановых). Лекарственные травы в пакетах, свернутых из чертежей с закрытого производства («Мелисса, крапива, зверобой» Саши Салтановой). И т.д. и т.п.
А ведь все задумывалось совсем не так. Просто люди, которые вообще-то про смыслы и идентичность, будучи затянуты в магазин - начинают восприниматься через эту оптику.
Итого: на этой выставке через работы участников прошлых биеннале - считываются смыслы, напрочь не комплиментарные для биеннале будущей.
Делатели и участники выставки молодцы, я вас всех люблю - но в сумме у вас получилось как-то стремно.