Сначала Будда породил в себе устремленность к Пробуждению, затем накапливал собрания заслуг и прозрений, и, наконец, полностью пробудился. Все это – исключительно ради блага существ. При этом две цели существ подлежат осуществлению: временная – высокое рождение, и высшая – подлинное благо.
Все, преподанное Буддой в связи с осуществлением высокого рождения, составляет Дхарму действительной низшей личности.
Все, изреченное Буддой для колесницы шравак и пратьекабудд составляет Дхарму действительной средней личности.
Средств осуществления всеведения – два: великая колесница сокровенной Мантры и великая колесница Парамит. Эти две составляют Дхарму высшей личности, ибо высшая личность, движимая великим состраданием, ставит целью достижение состояния Будды ради прекращения всех страданий существ и практикует шесть парамит, две ступени и т.д.
Ведь в «Светоче на пути» сказано:
«Тот, кто достойными средствами заботится лишь о собственном сансарном счастье, известен как «низшая личность».
Кто отвернулся от счастья сансарного разочарованно и деяния дурные отбросил, кто лишь о личном Покое заботится, «личностью средней» того называют.
Кто всецело, искренне желает со страданьями других покончить, как свои мучительно их ощущая, того и называем «высшей личностью»».
Хоть здесь говорится о трех личностях, путь высшей личности полностью охватывает этапы двух других личностей. Поэтому оба они являются элементами или составными частями пути Махаяны.
Чже Цонкапа. Ламрим Ченмо, стр 140-156.
Ссылка на изображение: https://www.himalayanart.org/items/71967