Каждый раз, когда Кристиан Бэйл орёт на оператора, я улыбаюсь и вспоминаю Клауса Кински. Каждый раз, когда Джонни Депп бьёт по ребрам очередного менеджера по локациями, мне становится смешно и я вспоминаю Клауса Кински. Каждый раз, когда Алексей Панин решает отчебучить что-то новенькое... ну вы поняли. Куда вам до Кински.
Просто посмотрите несколько видеозаписей:
На съёмках "Фицкаральдо". По словам Вернера Херцога, Кински здесь особо не разогрелся и находится в своём обычном рабочем режиме. Если верить тому же Херцогу, однажды Клаус провёл в подобном состоянии 24 часа подряд без перерывов на еду и сон.
Начинается где-то на 6 минуте. Интересно, что на агрессию Кински переходит почти без разогрева и явно чувствует себя больше в своей тарелке, чем когда пытается что-то растолковать журналистке. Кстати, неплохой способ уйти от сложного вопроса.
Таких примеров на Youtube можно найти немало. В связи с этим возникает резонный вопрос, а почему его вообще приглашали сниматься, учитывая, что такое поведение для него норма? Ответ прост: Кински умел трансформировать психопатические черты своей личности в гениальные кинороли, а были режиссеры, которым было важно сделать максимально крутой фильм, а не обеспечить на съёмочной площадке теплую и дружелюбную атмосферу.
10 фильмов, которые стоит посмотреть, чтобы понять, почему Клауса Кински вообще терпели
На несколько долларов больше (Per qualche dollaro in più), 1965, режиссер - Серджио Леоне
За плечами Кински на момент съёмок было уже несколько десятков ролей, в основном второго-третьего плана, но первый международный хит, в котором он снялся, был фильмом Леоне. Роль у Кински второго плана, но его харизмы хватило, чтобы запомниться на фоне Иствуда, Ван Клифа и Волонте.
Пуля для генерала (Quién sabe?), 1966, режиссер - Дамиано Дамиани
Революционный спагетти-вестерн держится на исполнителях главных ролей Волонте и Кастеле, но Кински в этом фильме забыть невозможно. Его то ли блаженный, то ли святой революционер среди бандитов, сыгранный яркими мазками, символизирует хтоническую природу гражданской войны в Мексике.
Великое молчание (Il grande silenzio), 1968, режиссер - Серджио Корбуччи
Чрезвычайно разговорчивый охотник за головами Тигреро в исполнении Кински - величайший кинозлодей, о котором вы (вероятно) никогда не слышали. Представьте себе полную противоположность Антона Чигура из "Старикам здесь не место" во всём кроме результатов. Спойлер: в финале триумф остаётся за Кински.
И сказал Господь Каину (E Dio disse a Caino...), 1970, режиссер - Антонио Маргерити
Четвертый спагетти-вестерн подряд (простите) и редкая главная положительная Клауса в рамках жанра. Кино представляет собой очередную историю мести, которую принято подавать холодной, снятую в непривычно мрачных для эпохи, почти готических красках.
Агирре, гнев божий (Aguirre, der Zorn Gottes), 1972, режиссер - Вернер Херцог
Первая совместная работа тандема Херцог-Кински. Выскажу непопулярное мнение: это не лучший для обоих совместный фильм. Да, Клаус отлично изображает безумие. Да, фильм получился. Но на фоне их будущих работ он выглядит каким-то слишком простым и прямолинейным.
Отпечатки (Le orme), 1975, режиссер - Луиджи Баццони
Кински здесь хронически мало (почти эпизод), но кино отличное и малоизвестное в широких кругах, поэтому прорекламирую его здесь. "Отпечатки" - это параноидальный триллер, снятый в ярких, почти джалловских тонах, о работающей в ООН переводчице, которая, однажды проснувшись, поняла, что не помнит последние 48 часов своей жизни. Расследование приводит её к некой таинственной организации, к которой может иметь, а может и не иметь отношение являющийся к ней в кошмарах Клаус Кински.
Войцек (Woyzeck), 1979, режиссер - Вернер Херцог
Лучшей ролью Клауса Кински в фильмах Херцога оказался образ затравленного солдата в Пруссии начала 19 века. Все привыкли к Кински в образе эго- или мегаломаньяков, а здесь он играет образцового маленького человека, сломанного системой, абсолютную жертву. Непривычно, неординарно, гениально.
Плоды страсти (Les fruits de la passion), 1981, режиссер - Сюдзи Тэраяма
Французский фильм (!), снятый видным японским авангардистом Тэраямой (!!) по мотивам классического БДСМ-текста Полин Реаж (!!!), действие которого происходит в Китае начала прошлого века (!!!!) с немцем Клаусом Кински в роли порочного английского аристократа (!!!!!). Такое надо видеть. Другое дело, что несмотря на откровенность, эротикой фильм не назовёшь: Тэраяме гораздо интересней высказаться на тему природы власти.
Фицкарральдо (Fitzcarraldo), 1982, режиссер - Вернер Херцог
Самый проблемный фильм Херцога и Кински. Настоящий творческий триумф и одновременно самая сложная во всех смыслах работа тандема. Если верить режиссеру, он ещё пару лет после съёмок планировал убийство Клауса (в этом желании он был далеко не одинок), потом, правда, отпустило и они сделали вместе ещё один фильм.
Мой лучший враг – Клаус Кински (Mein liebster Feind - Klaus Kinski), 1999, режиссер - Вернер Херцог
Главная роль Клауса Кински - это Клаус Кински. В этом можно убедиться, посмотрев смонтированный Херцогом уже после смерти Клауса документальный фильм. Ощущение после просмотра двоякое: с одной стороны, понимаешь, что таких актёров больше не делают, с другой, ловишь себя на мысли - а может и не надо? Как фигура, вошедшая в киномифы фигура Кински гораздо интересней живого актёра. В условном кинопантеоне он уже занял место аналогичное, скажем, Дионису в древнегреческом.