Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Борхес: интересные факты

Знаменитый вавилонский библиотекарь, великий слепец XX века, культовый латиноамериканский прозаик и философ. Сегодня поговорим о Борхесе. Сам писатель находил у себя баскские, английские и норманнские корни. Отец происходил из смешанной испано-ирландской семьи, а мать — из старинных еврейских родов Асеведо и Пинедо. Писатель свободно говорил по-испански и английски, поскольку вырос в билингвальной семье. Первый свой рассказ он написал в 7 лет. Он назывался «La visera fatal» («Роковое забрало»). Это было своеобразное подражание Сервантесу, история про бродячего рыцаря. Учиться в школе он начал с 9 лет и сразу пошел в четвертый класс. Это было достаточно травматическим опытом, поскольку одноклассники дразнили умного малыша, а учителя не могли научить ничему новому. Уже через год он самостоятельно перевел на испанский рассказ Оскара Уайльда «Счастливый принц». Отец Борхеса страдал от генетического заболевания, ведущего к слепоте. Он пытался стать писателем, но реализовать талант помеш

Знаменитый вавилонский библиотекарь, великий слепец XX века, культовый латиноамериканский прозаик и философ. Сегодня поговорим о Борхесе.

Сам писатель находил у себя баскские, английские и норманнские корни. Отец происходил из смешанной испано-ирландской семьи, а мать — из старинных еврейских родов Асеведо и Пинедо. Писатель свободно говорил по-испански и английски, поскольку вырос в билингвальной семье.

-2

Первый свой рассказ он написал в 7 лет. Он назывался «La visera fatal» («Роковое забрало»). Это было своеобразное подражание Сервантесу, история про бродячего рыцаря.

Учиться в школе он начал с 9 лет и сразу пошел в четвертый класс. Это было достаточно травматическим опытом, поскольку одноклассники дразнили умного малыша, а учителя не могли научить ничему новому. Уже через год он самостоятельно перевел на испанский рассказ Оскара Уайльда «Счастливый принц».

-3

Отец Борхеса страдал от генетического заболевания, ведущего к слепоте. Он пытался стать писателем, но реализовать талант помешала природа. Поэтому теперь вся семья возлагала литературные ожидания на сына. И он, надо сказать, не подвел.

В конце 30-х, похоронив сначала бабушку, а после отца, он стал единственным кормильцем семьи и поступил на службу библиотекарем. Здесь, в муниципальной библиотеке Мигеля Кане в Буэнос-Айресе он и написал свои первые шедевры. До этого он успел прославиться в основном как переводчик, критик и эссеист.

На одно из самых известных произведений (рассказ «Алеф») Борхеса вдохновила его девушка Эстель Канто. Их восьмилетние отношения так и не закончились браком, хотя писатель (вопреки желанию семьи девушки) несколько раз предлагал жениться.

Писатель 18 лет пробыл директором национальной библиотеки Аргентины. Ему не помешало то, что к этому времени он уже был полностью слеп.

-4

Он получил национальную премию имени Сервантеса. Вклад многогранного автора в национальную аргентинскую литературу нельзя переоценить. Говоря проще, Борхеса называют ее отцом-основателем.

Его стиль узнаваем. Именно он ввел специфическую латиноамериканскую моду на смешение реальности и фантастики, которую сегодня называют «магический реализм». Больше всего писателя интересовала тема противоречивости мира.

-5

Он считал поиски истины безнадежными и заложил основы того, что позже стали называть «постмодернизмом» с его ключевыми чертами: иронией, мистификацией, цитированием и обильным смешением приемов высокой и массовой культуры.

Один из самых ярких образов, которые он создал циклопическая библиотека, в которой содержатся все мыслимые и немыслимые тексты вселенной.

-6

Помните расхожую метафору про обезьян, которые миллиард лет молотили по пишущей машинке и выдали Шекспира? Вот это как раз об идее Борхеса.

Он так и не получил Нобелевскую премию. Считается, что в 1976 году награда была у него практически в кармане, но писателя угораздило принять орден у чилийского диктатора Пиночета.

Сам Борхес позже признавался, что понятия не имел, сколько крови на руках интеллигентного офицера, а впоследствии даже подписывал письма в защиту чилийской левой оппозиции. Однако шведские академики политической близорукости ему так и не простили.

-7

***

Подписывайтесь на наш канал и читайте больше о знаменитых писателях.