Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Почему «Место встречи» - шедевр?

Сериал «Место встречи изменить нельзя» (1979) по праву считается одним из любимых фильмов современного телезрителя. Я подчёркиваю — современного, то есть до сих пор. Стало быть, в нём есть нечто цепляющее, чего нет в прочих ретро-детективах, на которые была столь щедра эпоха брежневской стабильности. Что же там ценно? Владимир Высоцкий, острый сюжет и хорошая игра всего актёрского ансамбля?

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Всё те же пункты есть и в других кинокартинах, но результата — нуль (вряд ли сейчас вызовут массовый интерес «Интервенция», «Опасные гастроли» и даже «Вертикаль» - тут везде и Высоцкий, и фабула, и звёзды, а последний из перечисленных фильмов снят всё тем же Станиславом Говорухиным, что и «Место встречи...»). Так почему? На мой взгляд, всё очень просто и - сложно одновременно.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).

В картине отсутствует липкая, навязчивая мораль/дидактика, при том, что устами Глеба произносится чеканное: «Вор должен сидеть в тюрьме!», а куркуль-Соловьёв, мечтавший о домике в Жаворонках и любящий пожрать втихаря, оказывался ещё и предателем. Но в целом эта милицейская сага — о том, что положительный и отрицательный герой — это не про жизнь. В реальности — всё многоцветно и многогранно.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.

В советских (и тем более — типовых голливудских) боевиках-стрелялках Добро и Зло весьма чётко разграничены. Обычно воришки, жулики и прочие расхитители народного добра мерзковаты, суетливы, носят дурацкие фамилии; убийцы — матёры и грубы, как лесные звери. Тут же всё — зыбко. Отрицательные герои - не из ада, тогда как у положительных — нет ангельских крыльев. Они (крылья) даже у Шарапова не слишком велики.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Мы видим ряд ...симпатичных и при том — асоциальных, уголовных «элементов». Допустим, Мария Николаевна Kолыванова — Облигация. Они с Глебом, хотя, и антагонисты, но их серьёзный разговор более всего напоминает флирт несостоявшихся любовников, как ни дико оно звучит. Kарманник Kирпич, равно как «игрок на бильярде» Kопчёный не вызывают особого отторжения.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.

Они, скорее, забавны, а диалоги с их участием - искромётны. Ручечник — импозантен и жалок одновременно, этакий обломок НЭПа и довоенной жизни. Хороша и его подельница — Волокушина в панбархате. На все основные роли преступников Говорухин взял актёров с положительной харизмой (разной степени, конечно). Люди с лицами Удовиченко или Kуравлёва — приятны, солнечно заряжены, ...комичны.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Фокс — Белявский и вовсе способен потеснить Жеглова по части мужской привлекательности. Горбатый — это особый изощрённый ум. Шикарны брюнетки в логове Горбатого. Да. Нам открыто показывают привлекательных и умных уголовников. Даже Промокашка по-своему обаятелен. А вот «приличный интеллигент» Груздев нам неприятен, как неприятен он Глебу Жеглову. Юрский гениально сыграл мерзкого, но невиновного.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.

И, хотя, Груздев — сам жертва, он противен. До конца - противен. В нём чувствуется гораздо больше гнильцы, чем надо бы иметь «порядочному гражданину». И нам это тоже активно транслируют. Что вот так бывает. И Жеглов сам ...больше похож на урку, чем на мента. Если честно. И вся его команда, включая Тараскина, Пасюка, Гриши-фотографа иной раз ...смахивает на банду. Те же кепки, те же ухмылки... Ребята с нашего двора - и те, что воруют, и те, что ловят.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Один Шарапов «портит» картинку, да и он в образе «сокамерника Фокса» исправляет визуальный образ. Больше того, всех этих актёров можно спокойно поменять местами — Высоцкого сделать Фоксом, а Белявского — кем-то из МУРа, ребят из группы Жеглова — посадить за стол Горбатому, а Джигарханяну дать роль милицейского начальника — Сергея Ипатьевича. Евстигнеева сделать соседом Шарапова, а Гердта — Ручечником.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот. Источник - You Tube.

Один из ключевых пусть и эпизодических, героев сюжета — Левченко, бывший однополчанин Шарапова. Левченко — это образ возможностей: он мог тоже стать МУРовцем, или кем-то ещё, но выбрал падение. Оставшись — в общем-то — совестливым человеком. Вот эта двойственность и даёт ощущение шедевра — многомерность всегда интересна. Ибо мы все постоянно выбираем, кем стать: Фоксом или Жегловым.

Zina Korzina (c)

А тут - о другом великолепном ретро-фильме - о 'Покровских воротах" и основном смысле.