Найти в Дзене
Про джаз

Джазовая современность в близкой перспективе. Начало.

Оглавление

«Публицист, критик и писатель, пианист, композитор и аранжировщик Леонард Джеффри Фезер появился на свет в Лондоне 13 сентября 1914 года и все 80 лет своей жизни отдал джазу.» Так о нём написал в своей статье «Leonard Feather - Энциклопедия джаза» известный российский публицист, джазовый просветитель и автор книг о джазе, Юрий Верменич (1934-2016).

Для меня имя Леонарда Фезера всегда было связано именно с его «Энциклопедией джаза», главным трудом всей жизни этого выдающегося деятеля джазовой истории. Ниже представлены выдержки из этого произведения, опубликованные в чешском музыкальном журнале Melodie в 1968 году и относящиеся к ключевым (по мнению автора "Энциклопедии...") событиям в джазе первой половины 1960-ых.

Leonard Feather
Leonard Feather

В конце 1960-ых столь же трудно, как и при любых иных обстоятельствах, почувствовать с какими угодно обоснованиями уверенность в будущем. Однако мы можем получить её, если оглянемся назад и посмотрим, какие изменения в джазе произошли с начала этого десятилетия.

Эволюция 1960-ых была наиболее значительной, принесшей больше замечательных талантов, больше разнообразия в музыке, чем это было сделано за все предшествовавшие 1960-ому году 16 лет, представлявших собой период революции "бопа".

Thelonius Monk, Howard McGee, Roy Eldridge, Teddy Hill, 1947
Thelonius Monk, Howard McGee, Roy Eldridge, Teddy Hill, 1947

Взгляд на музыкальную сцену 1960-го напоминает нам о том, как отзвучало великое множество музыки, как внезапно менялись отдельные культы и волны популярности, как этот неожиданный поток порой мог принести успех тому или иному музыканту, но чаще нёс с собой огромный вред, затеняя его подлинный вклад в историю джаза. По итогам ежегодного опроса критиков, изданного журналом Даун Бит за несколько месяцев до начала 1960-ых, Тони Скотт был назван наиболее знаменитым кларнетистом, Барни Кессел-лучшим гитаристом, категорию «новая звезда» возглавил Бенни Голсон, опередивший Джона Колтрейна.

Benny Golson-album  Groovin' With Golson , 1959
Benny Golson-album Groovin' With Golson , 1959

Другими лидерами отдельных категорий стали: вокалисты Эрнестина Эндерсон и Джон Хендрикс, кларнетист Боб Уилбер, вибрафонист Бадди Монтгомери, Тутс Тилеманс со своей гармоникой в категории «редкие инструменты», Мейнард Фергюсон в качестве лидера лучшего нового биг-бенда и сегодня уже основательно забытые “Mastersounds” в категории «лучшее новое комбо».

Maynard Ferguson
Maynard Ferguson

Культ личности и волны признания, связанные с этими титулами имели мало общего с реальной действительностью джазовой сцены того времени. Потому что наиболее знаменитым направлением сезона 1959-1960 была в действительности ориентация малых джазовых групп на "фанки", "блюз" и "госпел" . Для основы этого движения весьма много сделал ансамбль Хораса Силвера.

Его расширению ещё больше помог квинтет Джулиана «Кэннонболла» Эддерли со своей композицией "Это здесь", изданной в 1960-ом году (на альбоме The Cannonball Adderley Quintet In San Francisco /примечание автора публикации/).

Однако за несколько последующих лет ансамбли Эддерли, Силвера и других сумели перейти к стилевым выражениям, потребовавшим гораздо большей отдачи и от слушателей, и от самих джазменов.

В центр общественной жизни попал Орнетт Коулман. Когда в конце 1959 года он приехал в Нью-Йорк, то его появление оказалось столь же ярким, как и те новинки, которые в 1944-ом вводили в джаз Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер. В связи с этим событием, Кэннонболл Эддерли сделал такое заявление: «Его (Коулмана) последователи верят в то, что таким будет джаз будущего. Мне сдаётся, что Орнетт в будущем сможет по-настоящему повлиять на джаз. Однако не меньшее влияние окажут также и лидийская концепция Джорджа Рассела, Колтрейновские «звуковые полотна», мелодическая лирика Майлса Девиса либо ритмические эффекты Гила Эванса. Орнетт Коулман безусловно является новатором высшей категории, но его новаторство-это вовсе не мессианство». Так же, как и Ральф Глизон, автор подобного взгляда наряду с многочисленными скептиками из среды музыкантов и критиков, Эддерли в будущем исправил свою оценку.

Ornette Coleman
Ornette Coleman

Джазовая сцена 1960-го года пробудила беспокойство во многих направлениях. Расширенные концертные туры, которые в 1950-ые годы предоставляли столько возможностей знаменитым талантам, практически прекратились: перед этим их столько было, что эта лавина буквально уничтожила саму идею подобных мероприятий. Так же не везло и джазовым фестивалям. Один из них, в Голливудской чаше, завершился крупным финансовым провалом. А в Ньюпорте дело дошло до бесчинств за пределами фестивального зала. И хотя эти бесчинства с музыкой не имели ничего общего, газетные заголовки падкой до сенсаций прессы по всей Америки связала их вместе. Одним из последствий этого стал отказ Джорджа Уэйна, постоянного промоутера и организатора ньюпортского джаз-фестиваля, от дальнейшего участия в этом предприятии. В результате фестиваль 1961-го года, организованный другим промоутером, провалился. В 1962-ом Джордж Уэйн вернулся и музыкальный уровень Ньюпорта сразу же возрос.

The  Newport Jazz Festival, 1960
The Newport Jazz Festival, 1960

В том же году произошло несколько острых случаев расовой дискриминации, имевших непосредственное отношение к джазу. Дейв Брубек отказался от тура по южным штатам после того, как от него потребовали заменить чёрного басиста Джина Райта белым музыкантом. Луи Армстронг получил очередной отказ в разрешении на концерты в его родном Нью-Орлеане, поскольку законы штата Луизиана не допускают сценические выступление смешанных оркестров. Возросло количество авторов, провозгласивших своим посланием миру написанные ими сочинения об Африке и свободе.

Знаменитым предзнаменованием грядущих перемен стал уход Джона Колтрейна из ансамбля Майлса Девиса. Вскоре после этого Колтрейн основал собственный квартет, начал играть на сопраносаксофоне и принял в группу барабанщика Элвина Джонса.

John Coltrane at The Newport Jazz Festival, 1965
John Coltrane at The Newport Jazz Festival, 1965

Биг-бенды достигли мирового масштаба своим влиянием на Европу. Дюк Эллингтон совершил поездку в Париж, где начал работать над музыкой к «Парижскому блюзу» (театральная постановка /примечание автора публикации/). Джерри Маллиген организовал оркестр из 13-ти музыкантов и совершил европейский тур в составе ревю, регулярно организуемого известным концертным агентом Норманном Гранцем. Куинси Джонс целый год пытался найти работу для своего великолепного оркестра, но вынужден был вернуться домой. В декабре Каунт Бейси расстался с уникальным блюзовым певцом Джо Уильямсом, с которым сотрудничал 6 лет.

На западном побережье стали устраивать ежегодные представления «Диксиленд в Диснейленде». В ноябре, за несколько дней до выборов президента Кеннеди, Шелли Мейн открыл собственный джаз-клуб «Нора» ( Shelly’s Manne-Hole ), который впоследствии стал одним из наиболее популярных клубов современных джазовых модернистов.

Nightclub Shelly’s Manne-Hole
Nightclub Shelly’s Manne-Hole

Стен Гетц жил в Копенгагене и якобы намеревался остаться там навсегда, чтобы вести спокойную жизнь: «Мне аж до изнеможения надоело делать деньги»-мотивировал он свои намерения. Другой копенгагенский эмигрант и многолетний соратник Гетца, Оскар Петтифорд внезапно умер в возрасте 37-ми лет. А Стен Гетц уже в 1961-ом снова был дома и делал со своим квартетом «аж до изнеможения» приличные деньги в местных джазовых клубах. С ним выступал и Скотт Ла Фаро, один из трёх молодых музыкантов, трагически погибших в том году (Лем Винчестер, Буккер Литтл).

Scott La Faro
Scott La Faro

Гитарист Чарли Бёрд открыл путь, имевший большое значение как для него, так и для Стена Гетца: он посетил Южную Америку и в Бразилии услышал мелодии, которые ему очень понравились.

Сонни Роллинз после своего двухлетнего молчания вновь вернулся на сцену. Другой молодой тенор саксофонист, Эдди Харрис из Чикаго (его тон ближе к Гетцу, чем к Роллинзу или Колтрейну, имевшему уже огромное влияние), получил неожиданный успех благодаря своей музыке к кинофильму “Exodus” (Исход) /в саундтрек фильма вошли джазовые аранжировки Эдди Харриса, сделанные им на темы произведений австрийского композитора Эрнеста Зигмунда Голднера , примечание автора публикации/ .

Eddie Harris - Exodus To Jazz (1961)
Eddie Harris - Exodus To Jazz (1961)

Опубликовано в журнале Melodie #11/1968.

Автор: Leonard Feather
Перевод с чешского, оцифровка и оформление: Михаил Н. Манахов.