.
Может быть, я и старомоден в плане жанра кино, (и наверное вообще искусства) потому, что самый мой любимый фильм - это фильм Расставания 1984 года режиссера Гавриила Егиазарова, (более известного отечественному зрителю по фильму Горячий Снег ), при этом, я говорю не о любимом отечественном фильме, а о любимом фильме в понимании мировом. Не знаю фильма, который бы я поставил рядом с этим старым советским фильмом, однако, как мне кажется, если я этот фильм посмотрю еще раз, у меня возникнет ощущение сравнимое разве что с Зеркалом Тарковского, (фильм который я так же отнес бы к самым любимым, не смотря на всю их художественную, повествовательную, и жанровую разницу), и на месяц я выпаду из земной реальности, который раз по счету этот фильм я бы не посмотрел. Фильм Расставания пронзительный фильм, я бы сказал, с каким то сильным, потусторонним символизмом в конце. И игра актеров, конечно, потрясающая. Это и есть самый (до сих пор) волнующий, и потому самый любимый фильм...Почему? Может быть потому, что, как ни странно, это самый сильный с какой то религиозной точки зрения фильм о любви, говорящий о том, что встреча мужчины с женщиной возможна лишь в Раю Господнем, а не в этом земном мире.
Кстати, что было хорошего при СССР, так это то, что люди не искажали святого учения Христа. Отрицать Бытие Бога - меньший грех, (в ряде случаев не грех вообще, если оно скажем в большей мере апофатично, чем атеистично ) чем сознательно искажать Евангелие, а тем более демонизировать Православие, подменяя Бога Дьяволом. Мне проще было терпеть ленинские лозунги, чем прямые искажения Евангелия, и отрицание христианской любви лежащей в основе Благой Вести.. Мне кажется, путь России это путь от социализма ленинского типа к христианскому социализму в духе Вл. Соловьева (философа Серебряного Века.) Достаточно было в году 1985 - открыть православные храмы, сохранив социалистические принципы, (что и нужно было сделать).Мне кажется, сейчас это могут сделать лишь коммунисты.
Тем более, большинство коммунистов, сейчас, люди православные.
Какое отношение имеют эти мои рассуждения к фильму? Для меня советская эпоха - эпоха самая религиозная, религиознее чем сейчас. В моем личном понимании, фильм Расставания, это фильм, говорящий о том, что на земле мы лишь одинокие странники, предчувствующие встречу, говоря о встрече мужчины с женщиной, или женщины с мужчиной. Не случайно, Роберт Галдаев, главный герой фильма, ярко сыгранный актером Арменом Джигарханяном ( как мне кажется это его самая лучшая роль) по сути своей странник и скиталец, и в этом смысле Роберт - романтический , и по советски байронический герой ( "по советски байронический" значит герой поздней советской эпохи, мужественный индивидуалист и скиталец.)
Это начало его сразу же и выделяет.
Даже профессия его дальнобойщика - символична, в связи с чем вспоминаются кадры с цыганкой, гадающей ему по руке, которую он подает ей из окошка своего КАМАЗа. И выражено это ощущение в фильме и достоверно и трагично, не смотря на то, что снимался фильм в атеистическую эпоху. Возможно, именно этот фильм очень повлиял на мои взгляды, (в том числе и романтические) все во мне, однажды, перевернув. Меж тем, это какой то светлый фильм, не смотря на то, что фильм печальный, с грустным финалом.
Впрочем, не хотелось бы пока забегать вперед.
Что бы рассуждения моя не сбивались, и не слипались в одну кучу, начну с сюжета. Хотя, что такое сюжет? Сюжет,тоже, мысль. Это и постоянная мысль Господа о герое, оставившего загадку, и это мысль режиссера и сценариста о Роберте Галдаеве, его любви, и, в конечном счете, судьбе. Если же в двух словах обрисовать сюжет, он довольно прост. Роберт Галдаев и его напарник Ванька Черепанов, шоферы КАМАЗов, получают задание доставить машины на строительство ГРЭС. Ванька - открытый, искренний и честный парень. Галдаев - человек непростой судьбы, и человек про которого можно сказать что он из породы настоящих мужчин.
Увы, это его последний рейс...
Не случайно, и то, что действие фильма разворачивается под самый Новый Год (образ некоей новой жизни, в которой Роберту оказано) А начинается фильм со сцены , в которой Роберт заходит в столовую, что бы налить себе стопку водки, и после небольшого флирта с его знакомой продавщицей , отправляется к другой знакомой - брошенной им когда то женщины, по имени Вера, что бы ее отыскать. От знакомой он узнает горькую новость, что забеременевшая Вера не дождавшись его, уехала в какой то дальний город, что бы сделать аборт.
И на прощанье, практически его прокляла.
Впрочем, опять же не хочется забегать вперед, и хочется немного остановиться на главном герое фильма Роберте, или Робе, как его называют друзья. Хотя, и с друзьями я поспешил. Есть ли у Роберта Галдаева друзья? Роберт Галдаев герой - индивидуалист, человек полный авторитарной силы, и упрямства в отстаивании своей личной свободы и одиночества, (не смотря на то, что он ищет свое счастье в любви.) Это герой неподдельной сильной воли, герой сошедший с суровых страниц Джека Лондона , фронтовой прозы, или со страниц Ницше.
Трудно назвать и шофера Никиту, к которому приходит Роберт его другом.
Не смотря на то что , Никита в курсе расставания Роберта с Верой, это не делает двух давних знакомых ближе, напротив внося лишь отчуждение и дистанцию между ними. Ведь именно к Никите заглянула на прощанье Вера, что бы оставить прощальную записку для Роберта, которую Никита еще и прочитал. Это особенно раздражает Роберта, собравшегося было у Никиты переночевать. Кстати, именно после сцены с запиской и начинается как по колдовству рок.
Что происходит дальше?
Тут же в дверь раздается звонок, и входит начальник Роберта, которому Роберт было отказал ехать в новогодний, к тому же опасный (в виду пурги в степи, по которой и пролегал назначенный маршрут) рейс, а тут неожиданно дал согласие. Почему Роберт так поступил? Как и Печорин, герой романтической лермонтовской прозы, Роберт Галдаев в душе фаталист, который не прочь испытать судьбу (что ощущается по сцене у опасного для жизни моста, по которому он переезжает, к этому месту я вернусь чуть ниже.)
И, все- таки, причина состоит в другом.
Из скупых слов Никиты, Роберт узнает, что город в который уехала Вера находится по пути маршрута , по которому поедут новогодние КАМАЗы – осваивать земли возле бурного Енисея. Неожиданно Роберта осеняет мысль и надежда найти в том городе Веру, тем более что адрес Веры он знал. С этого места и начинаются события. Нужен ли был Роберт Вере теперь? Глядя этот фильм, можно сказать, что нет. Пожалуй, это единственное что не понимает Роберт…
Что постоянно кажется когда глядишь на Роберта?
Кажется прежде всего, что ему так же тесно жить в его советской эпохе, как и тесно ему жить в доме своей возлюбленной женщины. Кто такой герой? Если абстрагироваться от разных пафосных клише, герой это либо человек будущего, родившийся слишком рано, либо человек прошлого, (более великого и эпичного, чем современное ему настоящее.) Для примера, если окунуться в историю, полководец Ганнибал – полководец будущего, а Наполеон - архаичного прошлого.
Впрочем, речь не о полководцах, а о самом обычном с виду человеке.
Роберт Галдаев конечно человек прошлого, я бы сказал человек фронтовой эпохи, хотя и родившийся позднее (война пришлась лишь на пору детства Галдаева.) Человек будущего скорее Ванька Черепанов, открытый, полный энтузиазма, человек в армии несший умирающего друга на плечах, человек полный монологов и советского идеализма. Будущее в нем, и в таких людях.
Открытость Ваньки Черепанова – и есть открытость будущему.
А Роберт Галдавев человек закрытый ,словно в этом человеке сокрыта загадка более старой, фронтовой, героической эпохи. Родись такой человек с такими же проявленными мужскими качествами и чертами как Роберт, немного раньше, из него бы получился – лучший офицер, лучший солдат, или герой. Индивидуализм Галдаева – это одиночество человека сильного – не в своей эпохе, индивидуализм человека родившегося поздно.
Даже их диалог в кабине КАМАЗа, показателен.
На вопрос Ваньки Черепанова, (который годится Роберту в сыновья по возрасту) видел ли Роберт немцев, Роберт вспоминает о том как один немец который жил в его избе, в пору детства, угощал его шоколадкой (как впрочем и его мать, и его сестру.) На что Ванька Черепанов возмущается, как ты мог взять шоколад от врага? Нужно сразу же заметить, что для режиссера -фронтовика Гавриила Елигизарова - это место довольно смелое…
И оно пожалуй, психологически-выразительное.
Что в этом месте происходит? В разговоре о немецкой шоколадке, с одной стороны хорошо освещается тип молодого и наивного идеалиста Ваньки-Черепанова, с другой стороны, в этом же месте есть какой то тонкий намек, (если не библейский, вспоминая запретный плод Змея , правда, в образе немецкой шоколадки, то мифично- сказочный.)
По сути речь зашла о сладком, еще и во время войны…
Роберту, знающему голод в детстве, и делящему людей лишь на настоящих, и на жлобов, а не на фашистов и русских, после вкушения немецкой шоколадки в детстве, чей вкус он запомнит на всю жизнь, хочется именно запретно-сладкого, говоря конечно о сладости любви, сладости женщины, и потому, не случайно следующий диалог уже заходит о женщинах.
И диалог о женщинах, в фильме, выразителен, и смел.
Однако, Ванька, как назло, даже еще толком не влюблялся, и выглядит он потому перед Робертом мальчиком. И тем не менее, два героя каким то образом подружились, не смотря на то, что встреча их в фильме начинается с конфликта, в ходе которого Роберт выталкивает Ваньку, надоевшего ему своими идеалистичными монологами, за дверь.
Однако, Ванька не случайно годится по возрасту в сыновья Роберту.
Не смотря на то, что Роберту действуют на нервы идеалистичные монологи Ваньки Черепанова, позднее он проникается к нему симпатией, и во многом кстати, за его же энтузиазм и идеализм. Происходит это в переломный момент у не отремонтированного моста, через который - опасно для жизни на тяжелых КАМАЗах, переезжать.
Роберт- фаталист, и потому решив попытать судьбу, он переехал через мост.
После чего он перегнал все КАМАЗы, кроме одного, который решил перегнать его менее опытный напарник Ванька Черепанов. К счастью, КАМАЗ с Ванькой Черепановым застревает между соскользнувших бревен, что и спасает Ваньке Черепанову жизнь. Все конечно ругают Ваньку, и лишь один Роберт за него вступается, вступается публично, с позиции силы и своего авторитета.
Не сумел, за то хотя бы попытался.
А другой бы и пытаться не стал - взрывается Роберт. С этого места, Роберт и Ванька сближаются, правда ненадолго. Впереди их КАМАЗ застигнет пурга в степи, как раз около города в котором живет Вера. Поначалу Роберт пытается вырулить через степь к этому городу, однако, поднялась такая пурга, что их КАМАЗ засыпало снегом. Поле этого между двумя героями вспыхивает ссора.
Это самое страшное место.
Создается ощущение, что какая та воистину страшная метель небытия заметает единственный огонек жизни горящий в КАМАЗе в страшной пустыне Божьей, как не разгребай лопатами снег - как наметенное прошлое главного героя, которое не дает сдвинуться с места - огромному, в нем застрявшему автомобилю. И тем не менее Роберт, прямо сквозь эту страшную пургу идет пешком к Вере, хотя, по сути он идет не в город где живет его Вера, а в Рай Господний.
Идет к ее образу - как к образу жизни в пустыне небытия.
Конечно, мужчина и женщина проникаются друг другом, если вместе они общались много лет, поэтому расставания крайне тяжелы. Мужчине легче жизненно перенести расставание, (он освобождается от упреков, от чувства контроля, и рамок, которые ему тесны, наконец, от взваленной на него ответственности), но труднее психологически.
А женщина устроена противоположным образом.
Женщине легче психологически перенести расставание (она избавляется от многого, что ее тяготит в мужчине, обретая свободу от него), но, труднее жизненно. Что нужно помнить всегда? В отношениях важна любовь, ( как и в браке и в семье важна любовь), но держатся отношения только на мудрости, а не на любви. Этой мудрости и не хватает Вере.
Сколько раз она говорила Роберту о том что Бог его накажет.
По сути она и нагадала Роберту гибель, забыв случай, что именно благодаря Роберту она нашла своего маленького потерявшегося Егорку , притормозив КАМАЗ на котором к счастью ехал такой отзывчивый шофер как Роберт, хотя, е сожалению, Роберт не согласился играть в роль отца для Егорки, и в конце концов ушел от своей Веры
В этом поступке Роберт оказался черств.
Кстати, не случайно героиню зовут Верой. А что происходит дальше? Пройдя может быть пару километров, Роберт наконец выбивается из сил и падает в снег, как в свое прошлое, которое вместе с Робертом заметает метель небытия, хороня и Роберта и его любовь .Впрочем, нет, любовь Роберта напротив, воскресает.
Почему я так люблю этот фильм?
А потому что никто из советских героев у меня не вызывает такого сочувствия как Роберт, которого невозможно не любить как героя. Как и фильм Зеркало, я всегда смотрю этот фильм, когда ощущаю жизненный или психологический кризис. И каждый раз меня этот фильм пробуждает к жизни своей силой и красотой. Не случайно фильм поставил режиссер-фронтовик.
И потому его любовная мистика – как то достоверна, и реалистична.
Трудно покорить природу возле Енисея. Однако, еще труднее покорить или разгадать тайну любимой, к тому же брошенной женщины, в которой олицетворяется и красота дикой природы, и стихия, и нежность, и мягкость, и покой.
Трудно Енисей обратить вспять.
Еще труднее вернуть прошлое. В конце фильма звучит простая душевная песня, не раздирающая душу а светлая с легкой тенью сожаления. Пафоса в этом фильме совсем нет, потому что поставил этот фильм режиссер фронтовик, видавший много печального. Есть ощущение что жизнь продолжается, пока бессмертна любовь героя этой картины.
Впрочем, есть ли у любви прошлое?
Уже лежа в снегу, и умирая, Роберту в предсмертном бреду кажется что он доходит до городка, до дома где живет Вера, которая встречает его с ребенком на руках, (с его сыном, а может быть и дочерью), не сознавая что встреча эта уже потусторонняя и миру, и ему самому, о том, что это душа его – летит к Вере, преодолевая всю печаль прошлого, все расстояния…
Тем не менее встреча происходит.
В ходе этой встречи, Роберт в предсмертном сне встает на колени перед своей прекрасной Верой как перед Богородицей с Христом, (в этой пустыне небытия) и Вера его принимает. Он встает на колени перед ней не как грешник, (это как раз было бы слабо, ибо пафосно.)Он встает перед ней на колени – как перед образом жизни не вечной, а иной.
В чем христианский смысл материнства?
Не в идее продолжения рода. Христианский смысл материнства состоит весь в надежде жизни иной, а не вечной, в надежде что именно твой сын станет если не Христом, то хотя бы, святым. Потому и образ каждого рожденного младенца - свят.
Однако, свято лишь материнство, через которое свят и младенец.