Признаком эмоциональной зависимости от родителей может быть:
- низкая самооценка (или, наоборот, непомерно завышенная)
- необходимость в одобрении большинства своих решений родителями
- неспособность брать на себя ответственность за свою жизнь
- комплекс жертвы, виктимное поведение
- чувство, что все вам что-то должны, и вы всем должны
- ощущение, что жизнь вам не принадлежит, чрезмерный фатализм
- инфантильное отношение к жизни, наивность, беспечность, "розовые очки"
- выученная беспомощность
- тревожно-депрессивное расстройство
- чрезмерная обидчивость, повышенная ранимость
- отсутствие собственного «я», нестабильная или ложная самоидентификация
- неумение понять, что вам нужно, чего вы хотите; отсутствие стремлений, желаний, мотивации
- неспособность сделать хоть что-то без "пинка" со стороны, откладывание дел до последнего, вечная прокрастинация
- хроническое отсутствие энергии
- вредные привычки как механизм компенсации невроза: злоупотребление алкоголем, переедание, курение
- внутренние конфликты самых разных типов, когда хочется одного, получается другое, или когда человек сам себе строит проблемы
В психологии многие вещи взаимосвязаны, одна ведет за собой другую - это называется коморбидностью. Часто разница только в акцентах. Проблема сепарации является базой для многих типов невротического поведения.
Конечно, невозможно просто взять и за один день сепарироваться. Этот процесс может длиться довольно долго. Программы и убеждения, которые выстраивались в бессознательном годами, не могут за час порваться и смениться новыми без травмирующих последствий. Сопротивление переменам совершенно нормально. Но это не значит, что перемены невозможны. Опыт показывает обратное. Одно из базовых свойств психики - адаптивность и пластичность.
Чем занимается психолог? Выстраивает причинно-следственные цепочки. Это наши бессознательные "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо". Это механизм выживания. Когда тигра бьют за то, что он рычал на дрессировщика, его бессознательное запоминает "рычать на человека - плохо, за это бьют, неприятно, боль". Когда тигру дают еду за то, что он дал лапу, его бессознательное фиксирует "давать лапу - хорошо, еда, приятно". Это негативное и позитивное подкрепление. В бессознательном хранится набор устойчивых подкреплений, которые зафиксировались в течение жизни после многократных повторений. Дети всегда берут пример со старших, они запоминают действенные паттерны выживания. Не так важно, что родители им говорят, сколько то, что они реально делают. Ребенку не так важно, за что мама на него кричит, он запоминает, что решать проблемы криком - правильно и хорошо. Ему не так важно, что отец сто раз ему скажет "пить - плохо, не пей", он увидит, как отец пьет на праздниках или просто каждый день и запомнит "пить - хорошо и правильно" (иногда, правда, происходит наоборот, и ребенок усваивает "пить - зло", так как пьяный родитель мог его напугать). Работа психолога - увидеть, что наполняет бессознательное человека и помочь ему выстроить связи, которые сделают желаемое поведение допустимым и разрешат внутренние конфликты.
Подробнее о сепарации в канале t.me/separatsiya
#сепарация #деструктивныйсценарий #психология #детииродители