Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ВСПОМИНАЯ АКТЕРА МИХАИЛА БОЯРСКОГО И ЕГО ПЕСНИ

.

Боярский Михаил, любимый актер и наших мам, и нашего поколения. Никогда не забуду, как мои одноклассницы влюблялись в него, а мои одноклассники какие -то, якобы, лопнувшие струны, с его гитары продавали. А я так лично уже понимал , в свои 13 лет, что голос у актера совершено пропитый. Кстати, пару раз я его встречал на Кировском рынке, где жил я неподалеку, от Кировского завода. Боярский был страшный, с какими-то кругами под глазами, но это, точно, был он. Не случайно , потом он неожиданно исчез, (думаю, стал лечиться от алкоголизма) , а начинал Боярский с сентиментальных песен, про городские цветы, про клен во дворе, (словно бы вышел человек из ресторана, закурил, окинув взором мир земной под шафе.) Праздность наверное хорошо, когда она аристократична, а не буржуазна, у Боярского она буржуазна, но актер все равно, конечно ,замечательный, особенно в фильме Собака на сене (Теодоро - самая его аристократичная роль.) Говорят, Боярский - фамилия классически-еврейская. Кто-то скажет, что нельзя упоминать национальность. Наивный взгляд. Если человек родился евреем, еще и в эпоху СССР - (понимая это), это совершенно другое сознание, другое ощущения себя, людей, мира, страны. Это жить, постоянно, всю жизнь преодолевая в себе, чужака.

Возможно, ради этого, Михаилу Боярскому и понадобился весь его актерский, весь его музыкальный дар. М. Боярский стремился стать любимцем публики, и у него это , хорошо получалось. С таким обожанием о своей жене, семье, дочери, ни один человек русский петь не станет, (это я точно говорю, отлично помня репертуары тех лет), одному еврею, пожалуй, и свойственно чувство, с которым поешь, Спасибо за день спасибо за ночь спасибо за сына и за дочь, (имея в виду песню Боярского Спасибо родная) потому, что даже, на бытовом уровне, сознание еврея библейское, родовое. Кстати, по этой причине в Вертинском я всегда ощущал что-то еврейское в его песне о жене, о детках, о благополучии и уюте. Это не значит, что русский не семейный человек, семейный. Однако, семья для русского это больше обязанности, чем любовь, семья это , то, где он больше нужен, чем понимаем.

Нет ни у Антонова, ни у какого другого исполнителя песни о семье.

Все о любви, (глупой или романтичной) о расставаниях, о ностальгии. Годы в семье уходят, детишки подрастают, а юности не вернешь. И ни жизни ушедшей не вернешь, ни детства, как впрочем и друзей своих не вернешь, вот и весь секрет. Ну вот посудите сами, разве русский человек стал бы все относящееся к жене , дому, и детям громко декларировать?...Жена и дом конечно русскому дороги, но как бы, уже, до тошноты. Дом дорог, до ощущения духоты, а жена до тошноты. А теща, до омерзения.... Но если не семья, тогда алкоголизм, пьяные друзья.

И нужно выбирать.

Вот русский и выбирает семью. Но так сладко о женушке , как Михаил Боярский он точно не запоет. Чем образ песни дальше от дома, тем песня для русского лучше. Кстати, почему евреи более культурны? Еврею мир чужой (потому, что он еврей) , а дом родной. А русскому, наоборот, дом как правило чужой, потому , что над ним , там, все командуют (жена, да теща.) В кабаке и то все роднее, и куда теплее , чем дома.

В кабаке уже он командует, хотя бы официантом.

Поэтому, даже, дать прохожему по лицу (у которого, все в этой жизни лучше, пусть и немногим ), хоть какой то, но выход, что бы потом очнувшись в ментовском обезьяннике, (в котором, совсем плохо) понять что лучше уж дом. Дома то роднее , чем в отделении...

Теща роднее , чем участковый, а жена роднее собутыльника.

Еврейское чувство женщины - домашнее, и сентиментальное. Таков например любовный Пастернак. Любить иных тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин. Это, все равно, что женщине сказать, ты идиотка полная, но такая ты мне и нужна. Таков и Боярский, но не весь...У него была замечательная песня под названием Все пройдет. Композиция тоже еврейская, даже библейская, если вспомнить Экклезиаста, или царя Соломона.

Одна их самых известных его песен.

Очень любил эту песню в детстве, и сейчас одна из немногих песен , которую люблю. Зато, где понимал толк Боярский, это в кабаках...Казалось бы, что пил то? Красивый от природы мужик (особенно, в Собаке на сене), бабы все уже тогда велись - от комсомолок до домохозяек. Отчасти пил от праздности, а в большей мере что бы породниться с этим миром, породниться с русскими людьми, с русской культурой. Вот и породнился в итоге, в лечебнице для алкоголиков.

Однако, люблю Боярского, иронично, может быть, но люблю...

Песня Все пройдет мне у него нравится, и Клен на заре, И городские цветы нравится, конечно. И фильм Собака на сене. Единственное, образ Д, Артаньяна испортил, (правда, вряд ли более, чем режиссер поставивший этот дурацкий фильм), а так все нравится. Душевно. Он у меня даже в плеер закачан. Идешь так по лесу с прогулки, с плеером, а в ушах Боярский. Не какой-нибудь там тяжелый рок, или альтернатива, а песни дворов моего детства.

Улетно...

Какое счастье, послушать Боярского в плеере, гуляя по рассветным кварталам с утра, на самом деле выразительно он, и душевно поет...А в песнях, где голос у него не пропит, вообще замечателен. Не пафосен, но очень душевен. Все это песни моего детства, которые пел весь двор... Не понимаю тех, кто над ним смеется сейчас. К примеру, меня он согревает. После всего тяжелого рока, которым набит мой плеер, Боярский - воспринимается как очищение...

Все думал, чем он берет?

Понял, чем. Артистизмом. Поет, может быть, всякую фигню, (помимо, песен прекрасных), но с особенной артистичной, хорошо поставленной интонацией. Например, Антонов просто поет , без всякого артистизма, а Боярский вкладывает в каждое слово душу. У него не интеллект, а потрясающий артистизм, яркость, и жизненность. Помню, А. Дугин принизительно отзывался о Боярском, а по сути зря. Над ним легко смеяться. Но это же не смешной Хиль, а очень талантливый актер, красивый мужчина в молодости. Все мое детство, в песнях его прошло.

И юность прошла, угаснув как аккорд с его гитары.

Возможно, еврей. Но это его и красит, имея в виду ,что хорошо, когда человек немного чужой России - воспринимается как свой, как родной. Часто еврей тем хорош, что у него есть дистанция от русских, а дистанция уму учит. И потом, еврейство Боярского, никогда не раздражает, в отличие от других, это благородный, аристократичный тип еврейства, или, даже, кастово актерский, если можно так выразиться.

Песня зеленоглазое такси - дурацкая.

Но сколько у него других замечательных, согревающих песен. Что в нем замечательно? Например Песня о вещах не смешная, тупая. А Боярский ее поет так, что становится смешно, то же самое говоря и о песне Снимается кино. А песни Листья жгут, и Все пройдет - поет стоически проникновенно, без соплей, хотя и грустно и лирично..

Поет их как лирический стоик.

Но честно говоря , единственная его роль которая мне у него нравилась, это роль Теодоро в Собаке на сене. До этого, когда волка играл в детской сказке про семерых козлят, признаться, меня он, тогда, напугал. А потом, когда посмотрел Собаку на Сене, даже не поверил, что роль такого интеллигентного секретаря (не в пример графине) играет этот же, актер.

Михаилу Боярскому удавались пылкие роли.

Кстати, Боярский фамилия распространенная у евреев, хотя сама по себе она не еврейская, а польско дворянская. Однако, в России эту фамилию носили евреи, (на еврейском кладбище много встречается фамилий Боярские.) Почти все евреи, которые сейчас живут в России, попали сюда с территории Польши, после её разделов.

Этим и объясняется то, что многие еврейские фамилии похожи на польские.

Никак Боярский не поляк...Однако, я думаю, скорее всего полукровка, поскольку и на чистокровного еврея он не похож, хотя, может быть и чистокровный польский (евпропеизированый) еврей. Если честно, мне без разницы, актер все равно яркий, да и как исполнитель песен - душевный. Он просто не интеллектуальный, как скажем Смоктуновский, но довольно яркий, и импульсивный актер, и душевный как исполнитель.

Что такое быть русским человеком, и можно ли в наши дни быть русским?

Иногда можно услышать точку зрения, согласно которой все разговоры о настоящих русских, или о начале русском трудно воспринимать всерьез, в виду того, что в основном в наши дни телеведущие с еврейским корнями любят завести разговоры о русских, ( выступая, по всем центральным каналам), когда, как людям русским заводить эти разговоры не так и интересно, не говоря о том, что сложно не согласиться с тем, что настоящих выдающихся русских по крови людей в России было не так и много.

Даже Высоцкий (народный герой) как известно полукровка.

Полукровкой был и Андрей Панов ,и хотя, Гаркуша фамилия белорусская, как мне кажется, и Гаркуша ощущал себя чужаком. Кто не русский лицом это Кинчев. Он хоть и болгарин, но на болгарина не похож. С другой стороны, евреи во многом спасли искусство, (в поэзии и музыке), правда, если говорить о более старых временах 20 века. Да и Курехин в принципе не русский. Чистяков не русский.

Честно говоря не отношусь к этим делениям давно уже серьезно.

Русский ли Летов? Хороший вопрос, но для меня например, нет. Пожалуй, Олди русский, (из Комитета Охраны Тепла) Сергей Белоусов. А Макаревич просто симпатичный...Дягилева русская, (во всяком случае она славянского типа), Валерий Баринов русский, ( Башлачев татарин , думаю, наполовину.)Я вообще теперь сомневаюсь в чистоте русского типа.

Все эти разговоры о русском типе были как бы пафосны.

За ними ничего реального и не было , (никакого фундамента) , если говорить в расовом ключе. О русском типе можно говорить лишь в культурном, религиозном, языковом ключе.,это первое, что я хотел бы сказать. Второе что я хотел бы сказать, нужно быть немного чужим миру что бы выразить себя. Для этого не очень полезно быть очень уж русским своим парнем, и. т. п.

Это может касаться как организации душевного мира, так и отличия чисто внешнего.

Гаркуша без комплекса своей фамилии не стал бы Гаркушей. Хотя фамилия его не еврейская. Кто русский? Пришвин русский, Розанов русский, (если говорить о лице) а Достоевский уже не вполне..И Толстой (молодой) это не чистый русский тип. Что уж тогда сказать о Пушкине?

За то Есенин русский...

Кстати Николай Рубцов не русский по лицу, хотя и считается русской святыней. А Некрасов Николай - русский. На самом деле, расизм придумали евреи, а после них - немцы (которые свой расизм взяли у евреев) потому, что комплексовали , (тем что недостаточно европееизированы.) Разве пришло бы древнему греку или древнему римлянину говорить о расовом своем типе, доказывая его превосходство?

Греки верили что они божественны.

Римляне верили, что императоры их - дети Венеры. Писать расовую доктрину им бы не пришло в голову. Говоря же о евреях, евреи хотя бы несут какое то библейское начало, (правда, не все.) Панов вот нес панк- хасидизмом. Но разве это плохо?

Мне кажется, это прекрасно.

Ну а так , слово русский (в наше время) не столько выражает русскость, сколько служит либо прикрытием нерусского ( иногда сознательно, но чаще, всего нет) либо служит спекуляцией для каких -либо целей, иногда для того что бы кого то унизить, или оскорбить.

Хотя, в 19 веке слово русский выражало какое- то, духовное содержание. .

Когда человек называет себя русским он выражает лишь акт личного убеждения, потому, что верифицировать это утверждение едва ли возможно,даже если еврей называет себя русским, или обрусевший китаец (если такого китайца вообразить.). Это личное право каждого человека называть себя русским, или не называть себя им. Да и едва ли умный человек будет в наши дни говорить, о том, что он русский.

Все это пафосно, если уже не смешно.

Потому что если это и право, то право сомнительное, в виду того что ты лишен других прав. Вот тебе ничего и не остается как говорить, зато я русский. В этом корни ущемленности, и в этом корни национализма. Кстати, говоря о Православии.

Считалось всегда в России что католичество это ересь.

Однако, черносотенство которым пронизано все Православие с 20 века, ересью не считается, хотя, с черносотенства возник по сути нацизм, в той же Германии. Не случайно антисемиты Германии считали своими духовными отцами Пуришкевича и других видных черносотенцев России , конечно, России предреволюционной.

Многие идеи (и хорошие и плохие) родились когда то в России.

Так что я бы еще поспорил в вопросе какое христианство истиннее (хотя разумеется для меня идея непогрешимости папы - ересь, почему я и свернул было в сторону католичества, и не смог католиком стать.) Говоря о себе, моими друзьями были культурные евреи, говоря о юности.

Но о том я ничуть не жалею.

...А еще, чуть не забыл включить в список любимых композиций, существенно повлиявших на мир моего детства, песню о Медведице в исполнении Михаила Боярского. Никогда не забуду, как в одой палате со мной в больнице имени Скворцова Степанова пел ее один наркоман.

Было это в 1987 году.

Наркоман оказался моим соседом, пел ее даже не хуже Боярского, с той лишь разницей, что у Боярского голос пропитый, а у моего соседа по палате голос был пронаркоманеный (с существенно замедленным произношением слов, свойственным героиновым наркоманам. )

Любимая песня и сейчас.

Эта песня так же постоянно раздавалась из комнаты соседки Оли в нашей советской коммуналке, которая была одинокой. Уже тогда, в мои 12 лет, слушая эту композицию я понимал, что лишь одиночество прекрасно, особенно если оно надмирно как у этой Медведицы. Казалось бы это странно, что хорошего в одиночестве, чем оно прекрасно? А тем, что все самодостаточное - всегда казалось божественным, людям, уже, издревле...

Однако, в целом Боярский сентиментален.

Кстати, я тоже сентиментален, но я так больше сентиментальный по северному...До еврейской сентиментальности мне не дорасти никогда. Когда то давно, одна моя добрая знакомая выложила фотографию, где она лежит на диване с обнаженными ногами , и с бокалом вина, и конфетами. И меня эта фотография тронула почему-то.

Не могу сказать что пробудила во мне все мужское.

Скорее, больше тронула, вызвала чувства добрые (сублимированные) тем более, снято все это так художественно, красиво... И линии ног очень красивые. Но это было именно сентиментальное чувство (сдержанно -сентиментальное) я даже лайкнул эту фотографию. Что-то большее для меня ни то что бы греховно, (если честно я даже не боюсь греха) а уже пафосно.

Но во мне - воспитание северное, воспитание русское.

Воспитание духовное. Воспитание на русской классике. А что такое культура? Вы думаете это интеллект, и знания? Нет. Это чувства, это твои реакции... Это ни какая то, там духовная дрессировка (как Фрейд это опять же чисто по еврейски понимал) , это когда чувства твои преобразуются, и тебя самого преобразуют.

А у всех народов разная культура, и у всех людей она - разная.

Культура в том и состоит что бы какие то вещи, (в том числе и явление соблазнительные) воспринимать эстетически. Яблоко же не только едят, не один практический интерес представляет яблоко. Яблоко кроме прочего красиво, а особенно красивы яблони в белом цвету, или яблони уже в октябре, с ветками полными яблок, клонящимися к земле.

И ты не рвешься сорвать яблоко, что бы съесть.

Ты просто стоишь и любуешься, а потом, яблоко упавшее подберешь, сунешь в карман, да так про него и забудешь. И так и не вспомнишь про это яблоко. А через неделю, вдруг сунув руку в карман куртки, обнаружишь в нем это яблоко.

И ощутишь аромат осени.

Наверное так же я воспринимаю и песни Боярского. В каком то тонком смысле Красота в мире от Господа, а культура это род благородной дистанции от земного, и потому в идеале она воспитывает в нас аристократизм.

Пожалуй, на этом и завершил бы свою статью о Боярском.