Краткая история самого грозного пророка
Илия Фесвитянин происходил из Галаада (Древний Израиль). Впервые в Писании он упоминается в связи со следующим событием: Илия пришел к царю Ахаву и предрёк, что в Израиле не будет ни росы, ни дождя, разве только по его слову. Это проклятие было для того, чтобы вернуть израильтян к истинному Богу, от которого они отвернулись.
Сам Илия по Божией воле скрылся у потока Хорафа (напротив Иордана). Господь повелел, чтобы он оставался там, пил из него воду, а вороны приносили ему хлеб и мясо утром и вечером.
Когда поток иссох, Бог направил Илию в Сарепту Сидонскую, где он поселился у бедной женщины. У неё за всё время его пребывания не иссякали мука в кадке и масло в кувшине. Случилось, что сын этой женщины заболел, да так, что "не осталось в нем дыхания". Илия, трижды воззвав к Господу, оживил его.
За всё время отсутствия пророка его искали царские слуги, но так и не нашли. В третий год Господь повелел Илии возвратится к царю Ахаву, который, убедившись в силе слов пророка, был готов его слушать.
Илия велел собрать весь народ на горе Кармил, а также 450 пророков Ваала и 400 пророков дубравных, где предложил народу выбрать, с кем он, с истинным Богом или с Ваалом:
И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте (3 Цар. 18:21)
Но народ ему ничего не ответил. Тогда Илия предложил принести жертвы: он - истинному Богу, жрецы Ваала - своему идолу. Так и сделали.
Жертва Ваалу осталась неприкосновенной, а на жертву Илии сошел божественный огонь и пожрал её. Так Илия доказал истинность Бога Израиля, после чего приказал схватить всех пророков Ваала и заколол их. Только тогда пошёл дождь.
Но была у царя Ахава жена-злодейка Иезавель. Она приказала преследовать Илию, и он вынужден был уйти из Израиля (Северного царства) в Иудею (Южное царство).
Ангел Господень направил его к горе Хорив (Синай), к которой он шел сорок дней. На ней явился ему Господь и повелел помазать трех людей: Азаила - в царя над Сирией, Ииуя - в царя над Израилем, Елисея - в пророка:
кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей (3Цар 19:17)
По дороге Илия встретил Елисея, идущего с волами, и забрал его с собой.
Спустя время царь Ахав польстился на виноградник одного израильтянина по имени Навуфей. Но тот отказался продать его. Тогда Иезавель интригами добилась его обвинения в том, что он хулил Бога и царя, владелец завидного имущества бы осужден и забит камнями.
По велению Бога Илия пошел к Ахаву и сказал:
так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь... псы съедят Иезавель за стеною Изрееля (3 Цар. 21:19,23)
В этой истории мы видим силу покаяния. Царь Ахав разодрал на себе одежды, покрылся вретищем, постился и печалился. За смирение Господь простил его. А вот Иезавель проклятие настигло в полной мере.
После смерти Ахава в Израиле правил его сын - Охозия. С ним случилось несчастье, он упал с высоты и сильно разбился. Вместо того, чтобы молить Бога об исцелении, он послал своих людей к жрецам Веельзевула, божества Аккаронского. Услышав об этом, Илия проклял его:
так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. (4 Цар 1:6)
В этом эпизоде мы видим ещё один урок: тот, кто просит об исцелении не Бога, а демонов, умирает.
Охозия, услышав о пророчестве Илии, послал за ним пятьдесят человек, велев привести его. Но Илия попалил их огнём с неба. Тогда были посланы ещё пятьдесят, с ними повторилось то же. И в третий раз к Илие были посланы пятьдесят воинов. Но пятидесятник уже не требовал, а, пав на колени, умолял Илию пойти с ним. Илия пошел к Охозии и повторил проклятие. Царь умер.
Наконец, пришло время, когда Господь решил призвать Илию к себе, оставив вместо него пророком Елисея. Об этом стало известно "сынам пророков". Они, в количестве 50 человек, пришли к реке Иордан, где уже были Илия и Елисей.
Илия ударил по Иордану своей милотью (накидкой), воды реки расступились, и они вдвоем перешли реку посуху. Прежде, чем уйти, Илия спросил Елисея, чего тот хочет, и услышал ответ: "дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне ".
вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Цар. 2:11)
Так Илия живым был вознесён на небо и доныне пребывает там.
А Елисей взял упавшую милоть Илии, ударил ей по Иордану, и воды реки расступились. Так очевидцы поняли, что "дух Илии опочил на Елисее".
Читайте также: Гордость идёт перед падением