Найти тему
Большая перемен@

Инструктор по цифровому плаванию

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Марина Габайдулина

Море гаджетов, приложений, сайтов. Есть ли им место в школе? Быть или не быть? А если быть, то сколько и какие?

Моя история о том, как я училась плавать в море оцифрованной информации. Позднее стала обучать этому других. Менялись техника, ученики, место работы и место жительства. Менялись задачи и способы использования. Но цель одна — помочь подрастающему поколению быть жизнеспособным, конкурентоспособным, вернее остаться таковым. Дети от природы уже такие, пока взрослые не начинают портить погоду. Но это другая история.

1. Ух ты! Иллюстративность

Начало. Первый ноутбук для участия в конкурсе «Самый классный классный — 2006». Два проектора на школу, где учится почти 1000 человек. Компьютеров тоже немного, всего пять, для начальных классов выделили один. Уроки окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства мертвы, если я использую только свою речь и учебник. Так я включала восприятие через зрительные образы, аудиофайлы. Верстала тексты, адаптированные под конкретную аудиторию.

2. Будьте добры! Систематизация, обобщение — тренировочная база

База прирастала и получила название «Электронные образовательные ресурсы». Я записывала названия дисков, сайтов, порталов, делилась с коллегами. Первое общение с коллегами из других городов и сёл, не выходя из дома. Рассказывала о ФГОС через свой сайт, являясь вождём методического объединения учителей начальных классов своего района, размещала статьи для родителей.

3. Здорово! Творчество, самовыражение

Шло время. Вскоре и этого оказалось мало. У моих учеников появилась потребность заявить о своём существовании, предъявить себя обществу.

Ученики — авторы, режиссёры, актёры, репортёры, журналисты, редакторы и т. д. Выпустили свою школьную газету «М@лекула». Затем сняли первые видеоролики о школьной жизни. Собирали новые слова в области информатики, изучали их морфологические признаки и способы словообразования, создали словарь геймера.

4. Вот те на! Самостоятельность

Сегодня мои ученики — это мои коллеги. Находят, редактируют, создают презентации к урокам, снимают мультфильмы. Что делаю я? Ищу приложения, которые помогают быстро в режиме классно-урочной системы обмениваться информацией. К примеру, приложение Pushbullet: к уроку окружающего мира надо просмотреть два видеофильма и подготовить презентацию, я отправляю ребятам фильмы, а они отправляют презентации. Уроки ребята делают в школе, это позволяет им самостоятельно определить способ выполнения — индивидуально или в группе. Ученик воспринимает новую информацию, обобщает и систематизирует, а также имеет возможность ознакомиться с работами «конкурентов».

В прошлом учебном году мы выбирали сайты и приложения для создания и выполнения образовательных тестов. Выбрали LearninApps. Вскоре ребята стали сами подбирать тесты по темам, которые они не очень освоили, а затем и создавать свои тестовые задания. Эта платформа позволяет выбрать разные формы.

5. Ау! Критичность и оценивание

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» — это слова Натана Ротшильда. Но как отличить достоверную информацию от информационного продукта, в котором частично или полностью отсутствует правдивая информация?

Способность критически оценивать информацию позволяет человеку принимать более взвешенные, обдуманные решения, оградить себя от ложной информации. Иногда это вопрос жизни и смерти.

Вот моё новое поле деятельности. Я буду учить детей оценивать получаемую информацию, обучать способам исследования источника и контекста.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»