Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Разумеется, борьба правды и лжи сопутствует как сексуально-педагогической кинотематике, так и экранной тематике насилия в школьно-университетских классах и коридорах. Но в некоторых фильмах именно тема лжи выходит на первый план. В классической драме «Расцвет мисс Джейн Броди» (The Prime of Miss Jean Brodie, 1969) харизматичная британская учительница, пропагандирующая в классе взгляды Б. Муссолини и Ф. Франко, разрушает жизни своих учеников, прививая им ложные романтические идеалы [Kehr, 2012].
А в едких «Выборах» (Election, США, 1999) учителю приходится ступить в нелегкий поединок с лживой и хитрой отличницей, стремящейся стать главой ученического совета. Оценив язвительную сатиру, американские кинокритики посчитали, что этот фильм своего рода притча о системе выборов в целом [Ebert, 1999; Schwarzbaum, 1999].
Первая половина школьной драмы «Императорский клуб» (The Emperor's Club, США, 2002) очень похожа на стандартные киноистории о выдающихся учителях, которые своими знаниями, честностью, самоотверженностью и авторитетом превращают трудный или обычный класс в творческий коллектив «учеников науки» [Ebert, 2002; LaSalle, 2002]. Однако драма об учителе истории оказывается с двойным дном: честный учитель в блестящем исполнении К. Клайна оказывается способным не только на сокрытие правды, но и на компромиссную ложь, что выглядит, конечно, вполне реалистично, но при этом разрушает устойчивые стереотипы «Школьных джунглей» и «Учителю с любовью»…
Еще более сложная и неоднозначная ситуация с ложью и правдой возникает в драме «Месье Лазар» (Monsieur Lazhar, Канада, 2011). Здесь интеллигентный беженец из арабской страны, приехавший в Канаду, выдает себя за учителя, устраивается на работу в школу и уже через несколько недель демонстрирует не только педагогические способности, но и талант психологического подхода к учащимся. В итоге фильм поднимает серьезные проблемы ответственности педагогической профессии и сомнительных кодексов поведения, которые запрещают учителю даже дотронуться до своего ученика [Farber, 2012; Rea, 2012; Williams, 2012].
В фильме «Самый лучший папа в мире» (World's Greatest Dad, США, 2009) тема педагогической лжи набирает, пожалуй, максимальные обороты: здесь школьный учитель (он же – неудачливый писатель) после внезапной смерти своего сына – заурядного старшеклассника с примитивным внутренним миром – пишет и публикует от его имени предсмертное письмо и «тайный» дневник, который становится бестселлером.
Другие фильмы подобной тематики: «Эти трое» (These Three, США, 1936); «Детский час» (The Children's Hour, США, 1961); «Профессиональный риск» (Les risques du métier, Франция, 1967); «Учительница обманывает… все классы» (L'insegnante balla... con tutta la classe, Италия, 1979); «Аморальное поведение» (Gross Misconduct, Австралия, 1993); «Признания девичьему обществу» (Confessions of a Sorority Girl, США, 1994); «Вход и выход» (In and Out. США, 1997); «Способный ученик» (Apt Pupil, США-Канада-Франция, 1997); «Физика или химия» (Física o química, Испания, 2008-2011); «Эвиленко» (Evilenko, Италия, 2004); «В доме» (Dans la maison, Франция, 2012); «Исключенный» (Dismissed, США, 2017); «Студент» (The Student, США, 2017).
Александр Федоров, 2017
P.S. Подробный анализ этого и других фильмах о школе и вузе можно прочесть наших монографиях "Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа" (2018) и «Школа и вуз в зеркале кинематограф западных стран» (2018), которые есть в сети в свободном доступе... (в частности, на сайте кинопресса.ру, раздел "О кино").
Исследование выполнено за счет финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта – профессор А.В. Федоров.