Найти в Дзене
ALTEREOS

10 великих индийских кинорежиссеров (по версии TheCinemaholic)

Индийское кино - это не только "попсовый" Болливуд с его песнями и танцами, это также огромный пласт классического авторского кино. Впрочем, в том и другом направлении есть свои великие мастера, чьи имена не очень хорошо известны кинолюбителям из других стран. Этот ТОП-10 познакомит вас с самыми выдающимися режиссерами индийского кино - в большей степени, классического. Подборка составлена индийским обозревателем портала TheCinemaholic, в ней представлены 20 режиссеров, но мы рассмотрит только десятку лучших.

10. Яш Чопра (1932-2012)

Яш Чопра известен как "Король романтики", хотя снимал он не только романтические мелодрамы, но и социальные и криминальные драмы. Удачно дебютировал в Болливуде в 1959, главные хиты Чопры вышли во второй половине 70-х, затем был неудачный период, когда его фильмы проваливались в прокате. В конце 80-х - 90-е произошел новый взлет его карьеры. Очень популярным стал его предпоследний фильм "Вир и Зара" (2004), последний фильм "Пока я жив" вышел уже после его смерти.

Лучшие фильмы: "Стена" (1975), "Любовь – это жизнь" (1976), "Чандни" (1989), "Вир и Зара" (2004).

Стена (1975)
Стена (1975)

9. Радж Капур (1924-1988)

Сложно вспомнить фигуру, оказавшую большее влияние на популярное индийское кино, чем Радж Капур, который был не только режиссером и продюссером, но и актером-суперзвездой и настоящим шоумэном. В историю классического индийского кино вошли его романтические драмы с Наргис, которая 10 лет была его музой, а также фильмы, в которых он сыграл роль бродяги Раджу, чей образ создан под влиянием Чарли Чаплина. Важнейшее место в фильмах Раджа Капура занимают музыка - Капур и его команда были одними из тех, кто вывел музыку в индийском кино на самый высокий уровень.

Лучшие фильмы: "Бродяга" (1951), "Господин 420" (1955), "Сангам" (1964), "Мое имя Клоун" (1970)

Господин 420 (1955)
Господин 420 (1955)

8. В. Шантарам (1901-1990)

Раджарам Ванкудре Шантарам (или просто В.Шантарам) - один из пионеров индийского кино, снимавший фильмы на языках хинди и маратхи. У Шантарама была очень долгая режиссерская карьера, продолжавшаяся почти 60 лет. Главной работой режиссера считается комедия "Два глаза, двенадцать рук" (1958), проповедующая идеи гуманизма. Фильм входит число величайших классических шедевров Болливуда.

Лучшие фильмы: "Бубенчики на щиколотках звенят" (1955), "Два глаза, двенадцать рук" (1958), "Бессмертная песнь" (1952), "Навранг" (1959)

Бубенчики на щиколотках звенят (1955)
Бубенчики на щиколотках звенят (1955)

7. Мринал Сен (1923-2018)

Мринал Сен входит в число выдающихся представителей индийского авторского кино, развивавшегося параллельно с Болливудом. На художественный стиль режиссера повлияли различные западные течения в культуре и в кинематографе, в частности: идеи сюрреализма и экзистенциализма, немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм и др. Также в его фильмах присутствуют коммунистические идеи, из-за чего Мринал Сен получил репутацию режиссера-марксиста.

Лучшие фильмы: "Бхуван Шом" (1969), "Парашурам" (1979), "Руины" (1984)

Бхуван Шом (1969)
Бхуван Шом (1969)

6. Ритвик Гхатак (1925-1976)

Режиссер с трагической судьбой, получивший признание уже после смерти в 1976 от туберкулёза в психиатрической лечебнице. Как и Мринал Сен и Сатьяджит Рай, о котором речь пойдет ниже, Ритвик Гхатак является значительным представителем авторского индийского кино на бенгальском языке. Его фильмы отличаются тщательным изображением социальной жизни. Сейчас высоко ценится вклад Ритвика в индийское кино не только как режиссера, но и как теоретика кино.

Лучшие фильмы: "Гражданин" (1952), "Звезда за тёмной тучей" (1960), "Субарнарекха" (1965)

Звезда за темной тучей (1960)
Звезда за темной тучей (1960)

5. Адур Гопалакришнан (р.1941)

Адур Гопалакришнан - крупнейший представитель так называемого Молливуда, индийского кинематографа на языке малаялам, на котором говорят в штате Керала на юго-западе страны. Малаяламские фильмы более реалистичные и социально окрашенные, чем продукция Болливуда. Гопалакришнан не так часто снимает полнометражные фильмы - всего 12 более чем за 50 лет. В его фильмографии много документальных работ, отражающих так или иначе жизнь в штате Керала, родном для режиссера. Адура Гопалакришнана хорошо знают в Европе, его фильмы часто получали награды на европейских кинофестивалях.

Лучшие фильмы: "По своей воле" (1973), "Крысоловка" (1982), "Стены" (1990)

Крысоловка (1982)
Крысоловка (1982)

4. Бимал Рой (1909-1966)

Известность Бималу принесли его социальные драмы 40-50-х годов, отражающие самые сложные проблемы индийского общества: кастовую систему, отношение к неприкасаемым, бедность, угнетение и эксплуатацию женщин. Фильмы Бимала Роя были не только коммерчески успешны, но и социально значимыми, наиболее известной в этом плане является драма "Два бигха земли", получившая один из призов на Каннском кинофестивале. Режиссерская карьера развивалась бы дальше и могла бы на мировой уровень, если бы не смерть от рака легких в 56-летнем возрасте.

Лучшие фильмы: "Два бигха земли" (1953), "Девдас" (1955), "Неприкасаемая" (1960)

Два бигха земли (1953)
Два бигха земли (1953)

3. Ришикеш Мукхерджи (1922-2006)

Ришикеш создал россыпь шедевров в 1960-70-е годы, секрет его успеха - в его таланте рассказчика. Ришикеш Мукхерджи не из тех режиссеров, которые используют приемы сложного авторского кино - его фильмы легко погружают зрителя в истории, которые могут произойти с каждым. Пожалуй, никто из индийских кинорежиссеров так и не смог достичь совершенной легкости стиля Ришикеша Мукхерджи.

Лучшие фильмы: "Анупама" (1966), "Ананд" (1971), "Гордыня" (1973)

Ананд (1971)
Ананд (1971)

2. Гуру Датт (1925-1964)

Всего два фильма - "Жажда" и "Бумажные цветы" - обеспечили этому режиссеру важнейшее место в истории индийского кино. Социальная драма "Жажда" и вовсе считается самым великим фильмом, снятым на языке хинди. Гуру Датт - режиссер-перфекционист, умевший создать неповторимую романтическую атмосферу, передать самые тонкие эмоциональные оттенки. Его фильмы отличаются продуманной композицией кадра, работой со светом и тенью, интересными визуальными решениями. Ждала бы Гуру Датта и мировая слава, если бы не трагические последствия его алкогольных пристрастий. Гуру Датт был найден в своей квартире мертвым после передозировки алкоголя со снотворным. Обстоятельства смерти в полной мере до сих пор не выяснены.

Лучшие фильмы: "Жажда" (1957), "Бумажные цветы" (1959).

Бумажные цветы (1959)
Бумажные цветы (1959)

1. Сатьяджит Рай (1921-1992)

Сатьяджит Рай - самый титулованный индийский кинорежиссер, список его наград впечатляет: два "Серебряных медведя" и один "Золотой медведь" Берлинского кинофестиваля; два "Золотых льва" Венецианского кинофестиваля; премия «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе и многое другое. Сатьяджит снял немало фильмов, но в первую очередь в истории мирового кино останется так называемая "Трилогия об Апу", созданная в 1950-е годы под влиянием итальянского неореализма - три фильма, изображающие детство, юность и взрослую жизнь главного героя по имени Апу. Творчество режиссера не относится к Болливуду, фильмы сняты на бенгальском языке. Сатьяджит Рай - признанный мастер авторского кино, оказавший влияние на весь мировой кинематограф.

Лучшие фильмы: "Песнь дороги" (1955), "Непокоренный" (1957), "Мир Апу" (1959), "Чарулота" (1964), "Шахматисты" (1977)