Учебное заведение в деревне Мара-Риента уникально. Для детей из племени масаи это единственный шанс выбиться в люди. Вместе с тем это означает нарушение традиций племени.
Деревушка Мара-Риента — одна из десятков на огромной территории национального парка Масаи-Мара. Но школа есть только здесь. Сюда со всех концов саванны каждое утро съезжаются дети, в основном из племени масаи.
За границей деревни бушует дикая природа. Львы, слоны, носороги и прочие представители африканской фауны ходят как у себя дома. Собственно говоря, это и есть их дом. А люди как раз — гости. Масаи — кочевники, строят дома из навоза, а когда их коровы и овцы съедают всю траву вокруг, они снимаются с места и селятся там, где трава еще есть.
Я оказался в Мара-Риента, когда снимал фильм о масаи (две посвященные племени серии программы «За кадром» скоро выйдут в эфире «Моей Планеты»). Предстояло найти юношу, который готовился к обряду инициации и после должен был отправиться на несколько месяцев жить в саванну. Масаи известны своими ортодоксальными взглядами на традиции, нередко мальчики ради следования им даже бросают школу.
В школе 237 учеников и четыре класса. Учиться дети идут с трех лет, обучаясь в каждом классе по два года. После окончания школы у масаи есть возможность поступить в колледж, правда, для этого придется покинуть родину. Родиной здесь считается своя деревня. Большинство масаи живет в саванне, никогда не выезжая в города даже на время.
Часть масаи, особенно те, кто учился или работает в туристической сфере, берут себе новые европейские имена. Настоящие слишком сложны для неафриканского уха. Учителя в школе зовут Даниэль, и он согласился сделать десятиминутный перерыв в уроке английского, чтобы ответить на мои вопросы.
«У масаи всего два варианта. Либо он идет учиться, становится образованным человеком и встраивается в цивилизованное общество, либо всю жизнь пасет коров, как и его предки вот уже много поколений. Это взаимоисключающие варианты. Либо то, либо другое. И первый раз, когда масаи сталкивается с этим выбором, – здесь, в первом классе начальной школы, — рассказывает Даниэль.
Конечно, этот выбор за ребенка делают его родители, в зависимости от того, насколько они прогрессивны. Традиция такова, что ребенок масаи начинает помогать семье пасти скот примерно в пять лет. В этот момент отец должен решить будущее своего ребенка: оставить его при коровах и овцах, помощником в семье, чтобы со временем он взял на себя все домашнее хозяйство и вел его до тех пор, пока его не сменят собственные дети, или дать ему шанс вырваться из этого круга, отправив учиться в нарушение вековых масайских традиций.
«Тех, кто отдает своих детей в школу, — очень мало. Масаи боятся, что забудут свою историю, свою культуру. И поэтому, когда приходит время, они говорят "нет"», — продолжает Даниэль. И надо отметить, что говорят они это исключительно на масайском языке, на котором им и предстоит говорить всю жизнь. В Кении десятки племен, около 70 языков, но при этом грамотность приближается к 90%. И лишь масаи — племя, которое держится за свои традиции настолько сильно, что не желает учить даже государственный суахили. Чего уж тут говорить об английском.
Даниэль помог мне с поиском героя для репортажа и разрешил поснимать своих подопечных во время урока. И пока я разглядывал в видоискатель лица детей, чьи родители оказались достаточно разумны и отдали своих чад в школу, пока я наблюдал за их поведением и ловил их эмоции, думал я главным образом о том, что передо мной, простите за банальность, абсолютно такие же дети, как и любые другие. Несмотря на то что они живут в экваториальной Африке, в самодельных домах, практически среди диких зверей, они точно такие же, как ученики любой московской школы. Или непальской. Или колумбийской. Неважно где, все дети мира одинаковые.
Автор - Марк Подрабинек