Найти тему
СамолётЪ

«Дорога смерти». 86 лет назад, 2 августа 1933 года, состоялось открытие Беломорско-Балтийский канала

Оглавление
Фото: dhm.de
Фото: dhm.de

Это было полностью лагерное строительство, хотя и считалось «гордостью первой пятилетки» 1928-1932 годов, а по сути, стало первой советской каторгой.

Фото 2: project92343.tilda.ws
Фото 2: project92343.tilda.ws

Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­на­л имеет про­тя­жён­ность в 227 км и соединяет Онеж­ско­е озеро и Белое море, глу­би­ну — 4 метра, ши­ри­ну — 36 мет­ров. На мно­гих участ­ках ка­на­ла раз­ре­ше­но толь­ко од­но­сто­рон­нее дви­же­ние судов.

Канал строился по давно известному северному пути — уже XVIXVII веках по этой дороге па­лом­ни­ки хо­ди­ли к свя­ты­ням Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря.

Впер­вые идея соединить Онегу и белое море водным путём пришла на ум царю ПетруI во время Се­вер­ной войны , но за реальную раз­ра­бот­ку про­ек­та взя­лись толь­ко 200 лет спустя. Было раз­ра­бо­та­но че­ты­ре про­ек­та стро­и­тель­ства, но все они были от­кло­не­ны пра­ви­тель­ством из-за их вы­со­кой сто­и­мо­сти.

Еще через 100 лет, уже советской властью, было решено начать стро­и­тель­ство ка­на­ла. В конце 1931 работы начались и продолжались 1 год и 9 ме­ся­цев. По­строй­ка со­вер­ша­лась без со­вре­мен­ной тех­ни­ки и без по­ста­вок от стра­ны, прак­ти­че­ски вруч­ную. В со­ору­же­ни­ях ка­на­ла при­ме­ня­лись глав­ным об­ра­зом неде­фи­цит­ные стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы: де­ре­во, ка­мень, грунт, торф — все местное, с соседнего болота. Из них же делали и рабочие инструменты, например, тачки с деревянными колесами для деревянных же рельсов. А в основном — кувалда, лом, лопата, топор...

Стро­и­тель­ство ве­лось глав­ным об­ра­зом си­ла­ми за­клю­чён­ных ГУ­ЛА­Га (под­раз­де­ле­ние на ка­на­ле на­зы­ва­лось Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ский ла­герь («Бел­Балт­Лаг»). В среднем ежегодно на строительстве было занято более 100 тысяч человек. Всего на стро­и­тель­ство ка­на­ла было от­прав­ле­но более 250 тысяч че­ло­век, из ко­то­рых по­гиб­ли (по разным оценкам) более 12 800 человек.

За­клю­чён­ных, ра­бо­тав­ших на строй­ке, на­зы­ва­ли «ка­на­ло­ар­мей­ца­ми», по ана­ло­гии с крас­но­ар­мей­ца­ми — ор­га­ни­за­то­ры пы­та­лись при­дать стро­и­тель­ству как можно более во­е­ни­зи­ро­ван­ную форму; упо­треб­ля­лись также слова «штаб», «рота»... Но, говорят, именно здесь родилось слово «зэк» — из букв «з/к», которыми стали в документах обозначать заключенных. Появились расшифровки, например, «Захар Кузьмич», «забайкальские (зауральские) комсомольцы», ну или «заключенный каналоармеец», как ни сокращай — все получается «зэка».

Ку­ра­то­ра­ми строй­ки стали Ген­рих Ягода (нар­ком внут­рен­них дел СССР) и Мат­вей Бер­ман (на­чаль­ник ГУ­ЛА­Га). Стро­и­тель­ством ка­на­ла с 1931 по 1933 год ру­ко­во­дил Н. А. Френ­кель. В ру­ко­вод­ство Бел­Балт­Ла­га на этапах стро­и­тель­ства вхо­ди­ли также Э. И. Сен­ке­вич, П. Ф. Алек­сан­дров и С. Г. Фирин.

Фото3: bespredel.org
Фото3: bespredel.org

Александр Солженицын в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» писал: «Как в пору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц, записав на каждом тысяч по тридцать жизней: Фирин — Берман — Френкель — Коган — Раппопорт — Жук...»

В целом, за всё время стро­и­тель­ства, ка­на­ло­ар­мей­цы вы­пол­ни­ли зем­ля­ные ра­бо­ты объ­ё­мом 21 млн. ку­бо­мет­ров, со­ору­ди­ли 37 км ис­кус­ствен­ных путей, пе­ре­нес­ли Мур­ман­скую же­лез­ную до­ро­гу, ко­то­рая ме­ша­ла про­ве­де­нию зем­ля­ных работ. Норма пи­та­ния за­клю­чен­ных (т. н. «пайка») за­ви­се­ла от фак­ти­че­ской вы­ра­бот­ки: чем мень­ше за­клю­чён­ный вы­ра­ба­ты­вал, тем мень­шей была его пайка, а за удар­ный труд пайку, на­о­бо­рот, увеличивали. Обыч­ный паёк за­клю­чён­но­го-стро­и­те­ля со­став­ля­ли 500 г хлеба и ба­лан­да из мор­ских водорослей. Если отстающий «зэк» начинал отставать от нормы, к примеру, по болезни, то у него была очень высока вероятность так никогда и не выкарабкаться. Лагерный хлебушек арестанты называли «аммоналом» — по имени вещества, применявшегося на стройке для взрывных работ. Хлеб напоминал его по чисто внешним признакам — цвету, форме, и был настолько непропеченным, что резать их было можно только мокрым ножом. На истощенный желудок этот хлебушек тоже оказывал «взрывное» действие.

Фото4: twitter.com
Фото4: twitter.com

Со­глас­но офи­ци­аль­ным дан­ным, во время стро­и­тель­ства ка­на­ла в Бел­Балт­Ла­ге умер­ло в 1931 году 1438 за­клю­чён­ных, в 1932 году — 2010 че­ло­век, в 1933 году — 8870 за­клю­чён­ных по причине го­ло­да в стране и ав­ра­ла перед за­вер­ше­ни­ем стройки.

В мае 1933 г. Г. Г. Ягода до­ложил вождю о го­тов­но­сти Бе­ло­мор­ка­на­ла, который был назван «ка­на­лом имени Ста­ли­на». Летом этого же года Иосиф Ста­лин, Клим Во­ро­ши­лов и Сергей Киров со­вер­ша­ют про­гул­ку на ка­те­ре по но­во­му ру­ко­твор­но­му вод­но­му пути.

Фото5: liveinternet.ru
Фото5: liveinternet.ru

По сви­де­тель­ствам оче­вид­цев, Ста­лин ска­зал, что канал по­лу­чил­ся мел­кий и узкий, а также оха­рак­те­ри­зо­вал его как «бес­смыс­лен­ный и ни­ко­му не нужный».

Пуск ка­на­ла со­про­вож­дался мощ­ной ин­фор­ма­ци­он­ной кам­па­ни­ей. Опыт строительства подавался как «пер­вый в мире опыт пе­ре­ков­ки тру­дом самых за­ко­ре­не­лых пре­ступ­ни­ков-ре­ци­ди­ви­стов и по­ли­ти­че­ских вра­гов».

В августе 1933 года на канал с экскурсией прибыли 120 пи­са­те­лей и ху­дож­ни­ков. В их числе были Алек­сей Тол­стой, Ми­ха­ил Зо­щен­ко, Вс. Ива­нов, Вик­тор Шклов­ский, Ильф и Пет­ров, Бруно Ясéнский, Ва­лен­тин Ка­та­ев, Вера Инбер, С. Бу­дан­цев, Д. Мир­ский Возглавлял группу Мак­си­м Горь­кий. Результатом поездки стала 600-стра­нич­ная па­мят­ная книга «Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский канал имени Ста­ли­на». Ре­дак­то­ра­ми книги яв­ля­лись: Мак­сим Горь­кий, Л. Л. Авер­бах, С. Г. Фирин. Мно­гие ав­то­ры, а также ре­дак­то­ры Л. Л. Авер­бах и С. Г. Фирин впо­след­ствии были аре­сто­ва­ны.

А вначале творцы прошли па­ро­хо­дом по недо­стро­ен­но­му ка­на­лу, по­се­ти­ли ла­ге­ря, об­ща­лись с ра­бо­чи­ми. Писателя Алек­сандр Ав­де­ен­ко впо­след­ствии вспо­ми­нал:

«Я оша­лел от уви­ден­но­го до­стат­ка удар­ни­ков-ка­нал­стро­ев­цев. На боль­ших блю­дах под про­зрач­ной тол­щи­ной за­лив­но­го ле­жа­ли осет­ро­вые ры­би­ны. На узких та­рел­ках ку­па­лись в жире ку­соч­ки теши, сёмги, ба­лы­ка. Боль­шое ко­ли­че­ство та­ре­лок были за­ва­ле­ны коль­ца­ми кол­ба­сы, вет­чи­ны, сыра. Пла­ме­не­ла све­жая редиска...»

Фото6: dhm.de
Фото6: dhm.de

Еще один участник художественного путешествия написал в письме к Ягоде, после возвращения в Москву: «Выс­шая че­ло­веч­ность и гу­ман­ность сде­ла­на Вами — пер­вым стро­и­те­лем ББК. Она за­клю­ча­ет­ся в пре­крас­ной ра­бо­те над ис­прав­ле­ни­ем че­ло­ве­ка. Она за­клю­ча­ет­ся в бес­по­кой­стве и со­зда­нии луч­ших усло­вий жизни для тру­дя­ще­го­ся на­ро­да. Любая иная че­ло­веч­ность и гу­ман­ность яв­ля­ет­ся ложью»...

После за­вер­ше­ния стро­и­тель­ства на базе ла­ге­рей Бел­балт­ла­га был со­здан Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ком­би­нат для целей экс­плу­а­та­ции ка­на­ла и осво­е­ния при­ле­га­ю­щих к ка­на­лу рай­о­нов. Лес­ная тер­ри­то­рия, за­креп­лён­ная за Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ским ком­би­на­том со­став­ля­ла 2,8 млн гек­тар.

Ос­нов­ную ра­бо­чую силу ком­би­на­та со­став­ля­ли за­клю­чён­ные Белт­балт­ла­га — 75–85 тыс. че­ло­век еже­год­но. Кроме этого, в со­ста­ве ком­би­на­та на­хо­дил­ся 21 спец­по­сё­лок, в ко­то­ром про­жи­ва­ли около 30 тыс. че­ло­век — семьи рас­ку­ла­чен­ных кре­стьян. По­ми­мо за­клю­чён­ных и спец­пе­ре­се­лен­цев на ком­би­на­те ра­бо­та­ли около 4,5 тысяч воль­но­на­ём­ных ра­бот­ни­ков и во­е­ни­зи­ро­ван­ная охра­на...

После окончания строительства 12 484 человека получили свободу, для 59 516 были сокращены сроки. Одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев.

Погибшим на строительстве Беломорско-Балтийского канала не полагалось отдельных могил. Их останки лежат в песке и глине вдоль всего протяжения трассы — без имен, дат, без памяти и почтения.

Вдоль ка­на­ла уста­нов­ле­но несколь­ко символических па­мят­ни­ков. В По­вен­це по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь-па­мят­ник Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.

СамолётЪ