Законодательница мод, Мария-Антуанетта могла позволить себе любые капризы.
Королева любила наряжаться и любила быть в центре внимания. Ее платья, прически, туфли, драгоценности, все становилось предметом подражания и зависти. Придворные легко перенимали любые веяния, а для простого народа эта демонстративная роскошь становилась красной тряпкой.
Но, на смену избыточной декоративности, пришла простота. Утомившись от суеты двора и увлекшись идеями Руссо, Мария-Антуанетта стремится к «естественности» и природе.
По ее приказу рядом с Версалем строят маленькую ферму, где она проводит много времени с детьми и принимает только самых близки друзей.
Они много гуляют, устраивают пикники, даже учатся ухаживать за домашним скотом. Нет, королева не доила коров и не пасла овец, на ферме для этого есть семья крестьян. Она и ее друзья повязывают животным на шеи атласные ленты с колокольчиками и собирают букеты цветов.
Эта идиллия, иллюстрация из книжки, любую грязь здесь мгновенно убирают, овечки надушены, а крестьяне нарядные и довольные. Содержание этой пасторали обходится едва ли не дороже, чем прежнее увлечение нарядами и драгоценностями.
Меняется и стиль одежды королевы, она вводит в моду простые платья из легких тканей, в которых удобно гулять и много времени проводить на воздухе. Чаще всего их дополняют соломенными шляпками. А светлым и нежным оттенкам тканей, которые входят в моду, дают замысловатые названия: голубая лапка, бедро испуганной нимфы, цвет блохи в родильной горячке, последний вздох жако, влюбленный жандарм.
Однако, игра в крестьянку не понравилась простому народу. Ее осуждали и за моду на платья-сорочки, ведь они так похожи на нижнее белье, только перетянуты лентой на талии и в рукавах.
Элизабет Виже-Лебрен пишет прекрасные портрет Марии-Антуанетты в таком наряде. Подобные платья уже прозвали в народе "сорочка королевы".
Портрет был вывешен на всеобщее обозрение, но его восприняли очень плохо, и «из-за нескромности костюма, особенно, если речь идет о королеве» его пришлось убрать, а взамен художница срочно нарисовала второй, повторяющий композицию, но в голубом платье лионского шелка.
Муслин на первом был английский, так что еще и поддержали отечественного производителя. А вот декольте на первом портрете все же скромнее.
Секреты красоты Марии-Антуанетты
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!