У врачей могут быть разные мнения, но они сходятся в одном — лечить пневмонию «народными средствами» недопустимо
Лично я редко отказываюсь от лечения пациентов. Да и в целом большинство врачей очень терпеливые и толерантные люди. На нас часто обрушиваются негатив, раздражение, усталость от болезни. Часто приходится объяснять, убеждать, уговаривать. Но это часть нашей работы. К тому же приходится признать, что медики и сами часто противоречат друг другу…
«Сколько врачей, столько мнений», — гласит поговорка. Кстати, почему? Когда меня спрашивают, почему один доктор рекомендовал одно, второй — другое, я привожу следующий пример.
***
Представим, что вы не знаете, как добраться из Санкт-Петербурга в Новосибирск. Спрашиваете у знакомых, смотрите в интернете. Оказывается, что вариантов масса.
Например, можно лететь на самолете. Быстро. Но дорого. К тому же у вас аэрофобия.
Можно ехать на поезде. Тоже недешево. И дольше, чем на самолете. В вагоне много попутчиков. Нет душа.
Можно на машине. Ехать дольше, чем на поезде. Сильно устанешь по дороге. Можно попасть в аварию. Машина может сломаться по дороге. Зато можно ночевать в мотеле с комфортом. Не надо общаться с попутчиками.
Можно на велосипеде. Возможно только летом. Очень долго. Относительно дешево. Опасно.
Также до Новосибирска теоретически можно добраться пешком, на воздушном шаре, гироскутере и т. д.
Таким образом, существует много способов решить одну проблему. В каждом способе есть свои плюсы и минусы. Выбрать сложно. Одни специалисты настоятельно советуют одно — другие рекомендуют совсем другое.
И еще есть вариант для тех, кто так и не может решить. Послать всех в баню и остаться дома. Никуда не ехать. Не лечиться. Просто лежать на печи, ждать чего-то. А ну-ка, печка, перенеси меня прямо в Новосибирск!
***
Бывают случаи, когда пациент (или его родители) принципиально идет наперекор всему и всем. Выступает против очевидных общепринятых вещей. И даже когда все врачи говорят одно и то же, продолжает гнуть свою линию.
Однажды я осматривал пятилетнего мальчика с редким именем Лука. История болезни была такова. Ребенок заболел, температурил 5 дней, после чего родители решили, что дело все-таки не в прорезывании зубов. (Чего, правда, и быть не могло даже в теории.)
Вызванный участковый врач, послушав ребенка, сказал, что у него пневмония (воспаление легких), и отправил его в больницу. Там сделали рентген легких, на котором диагноз подтвердился. На фоне антибиотика состояние Луки быстро улучшилось.
Родители сбежали из больницы через три дня, и антибиотик, прием которого им велели продолжать, забросили ввиду полного идеологического неприятия любой «химии». Через день после выписки ребенок залихорадил снова.
Я осмотрел пациента. Справа в нижних отделах четко вслушивались влажные мелкопузырчатые хрипы, там же было выраженное притупление при перкуссии. Все это были четкие признаки продолжающейся сегментной пневмонии.
«Мы, наверное, виноваты, — произнесла бабушка. — Мы так испугались этих уколов, что дома их решили не продолжать. Тем более самочувствие было совершенно нормальным. Но мы продолжали лечить. Народными методами. Медом мазали. Нутряным жиром. Прикладывали капусту».
«Минимальное лечение пневмонии — семь дней антибиотика, — отвечал я. — А то и дольше».
«Подождите доктор, — сказала мне бабушка. — Но ведь антибиотики появились только недавно? Ведь раньше как-то лечили пневмонию без них?».
«Вы правы, — сказал я. — Воспаление легких действительно может пройти без антибиотиков».
Во-первых, многие пневмонии, особенно у детей до 5 лет, являются по своей сути вирусными. Правда, решить вопрос: вирусная это пневмония или нет, — достаточно сложно. И даже когда анализ крови не показывает бактериального воспаления, если у ребенка держится температура больше 5 дней и выслушивается пневмония, ни один врач не будет в этой ситуации рисковать здоровьем пациента.
А что будет, если при бактериальной пневмонии не давать антибиотиков? До 1940–1950-х годов антибиотиков не было. Поэтому примерно треть пациентов с пневмонией умирали. Надо отметить, что и сейчас, несмотря на то что у нас есть мощнейшие лекарства, антибиотики и реанимация, пневмония уносит сотни тысяч жизней ежегодно по всему миру.
Далее, даже тем оставшимся двум третям, которые в итоге поправились от пневмонии без антибиотиков, легко не пришлось. Выздоровление могло занимать несколько месяцев, в течение которых человек интенсивно болел, находился на волоске от смерти.
Более того, про многих из тех, кто как бы выздоровел, нельзя было сказать, что они поправились полностью. Зачастую гнойный процесс в легких хронизировался, вызывая постоянный кашель и интоксикацию, развитие бронхоэктазов, абсцессов и спаек, даже требующих в дальнейшем сложного оперативного лечения. Для тех, кто не верит, рекомендую прочитать книгу великого Федора Углова «Сердце хирурга».
Сейчас же небольшая пневмония лечится антибиотиками зачастую всего за 10 дней, не оставляя после себя никаких последствий и осложнений.
Все это я говорил маме и бабушке, они понятливо кивали и обещали свято следовать рекомендациям доктора.
Я назначил антибиотик в виде вкусного сиропа, лекарства от кашля. Мы созвонились на следующий день, все шло хорошо, температура спала — т. е. антибиотик начал действовать. Договорились встретиться дней через пять, послушать ребенка.
Прошла неделя, родители не звонили. Вдруг дней через 10 объявилась бабушка, в крайнем возбуждении: «Доктор, вы можете к нам срочно приехать?». «Что случилось?!» — спрашиваю. «Да опять температура 40. Лука страшно кашляет, какой-то бледный, даже синеватый, дышит часто. Мы, правда, антибиотик не допили, флакончик через 5 дней закончился, но ребенок чувствовал себя отлично, только кашлял, решили, что хватит. Но капусту продолжали прикладывать. Можете приехать?».
Если честно, я просто потерял дар речи. Получается, что все, что я делал, было напрасным. Родители бросили антибиотик, и сейчас мы получаем новый виток заболевания, похоже, что еще более сильный, чем прошлый.
«Вызывайте неотложку и едьте в больницу, — сказал я бабушке, с трудом сдерживаясь, чтобы не заорать благим матом. — На дому такое лечить нельзя. Вдруг у парня уже плеврит и требуется плевральная пункция?».
На самом деле, даже если бы там был просто насморк, я бы все равно теперь уже не поехал к этим людям. Какой смысл тратить свое время и нервы, если рекомендации все равно не выполняются и родители творят, что хотят, во вред собственному ребенку?
Лучше я буду лечить тех пациентов, кто выполняет мои назначения.
Чем там все закончилось, я не знаю, потому что бабушка-капустница мне больше не звонила.
Михаил Никольский специально для Apteka.RU