Сожительство с жёнами отсутствующих сыновей считалось обычным в крестьянских семьях
Широко ли оно было распространено
Владимир Дмитриевич Набоков, известный всей России юрист, отец знаменитого писателя, отмечал: «Нигде, кажется, кроме России, нет, по крайней мере, того, чтобы один вид кровосмешения приобрёл характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название – снохачество».
Что такое снохачество? Это интимные сношения между главой семьи и его снохой – женой его сына.
«Но как же это так может быть?! – наверняка вскинутся некоторые. – Ведь это же русский народ-богоносец, православный люд! Если такое случалось, то это какие-то редкие единичные случаи! Либералы, как всегда, наговаривают на русский народ, возводя отдельные позорящие исключения в ранг повседневного явления!»
Но о снохачестве как о широко распространённом в русской деревне пороке упоминали современники, которых никак нельзя заподозрить в либерализме и нелюбви к России: писатель Николай Лесков, известный этнограф, русский бытописатель помещик Александр Энгельгардт, редактор провластной бесцензурной газеты «Русское Слово» Влас Дорошевич и многие другие.
Как оно возникало
Почва для снохачества возникала просто и естественно. Крестьянин женился в 16-18 лет, а в 21 год его забирали в армию. Меж тем отцу его, жившему в том же доме, было ещё сорок лет с небольшим, он был крепким мужиком и, нередко, уже вдовцом. Вот и возникала близость между солдатской женой и её свёкром.
Конечно, не всегда снохи соглашались легко на грех, считаемый церковью одним из самых смертных. Свёкры пускали в ход «кнут и пряник». Крестьянин Сёмин Болховского уезда Орловской губернии жил с обеими снохами и каждой подарил по платку, а старой своей жене, чтобы молчала – сарафан. «Когда сноха не желает быть сожительницей свёкра, ей достаются от него жестокие побои, арест в подполе, погребе или в холодном амбаре», – писал казанский юрист Евпл Соловьёв в «Очерке семейственного права русских крестьян Мамадышского уезда».
В Тамбовской губернии была распространена практика женить своих 12-13-летних сыновей на 16-17-летних девушках (церковь признавала браки с 12-летнего возраста). Пока сыновья ещё ничего не поняли и не дозрели, их отцы открыто жили с их жёнами, и те рожали им детей, которые по церковному и гражданскому праву считались их внуками.
Безразличие Церкви
Ну, а что же Церковь? Неужели она не обращала внимания на эти явления, не пыталась усовестить паству, наставить её на путь истинный? Увы, с тех времён, когда Пётр I окончательно превратил церковь в ещё одно полицейское ведомство, она совершенно перестала следить за нравственностью народа, видя свою задачу только в предотвращении крамолы и воспитании повиновения власть предержащим. Всё прочее её не касалось.
Да и если бы нашёлся деревенский священник, который бы посмел осудить старинный обычай, въевшийся в плоть и кровь крестьян, сельское общество наверняка посмотрело бы на него как на сумасшедшего. Зачем ворошить муравейник, когда можно спокойно кадить кадилом, зажигать лампадки, читать ектеньи и получать за это жалованье от Синода?
Ни одного слова осуждения снохачества в годы Российской империи не изошло из уст священнослужителей Русской Православной Церкви! Они делали вид, что такого позорного явления просто не существует. Только зимой 1917/18 года собравшийся после двухвекового перерыва Поместный Собор осудил снохачество и признал его причиной для расторжения брака. Но уже бушевала революция, и Церкви поздно было навёрстывать упущенное столетиями в плане влияния на народ и авторитета в обществе.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарий.
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись
Обсудить публикацию вы можете в нашем чате в телеграмм.