Найти в Дзене

Стоит ли сегодня покупать недвижимость в Донецке

Всем известно утверждение, что покупать недвижимость лучше всего во время войны, когда цены на нее минимальны, чтобы потом, когда наступит мир, оказаться в прибылях, когда цены начнут расти. Однако, в Донецке эта теория, почему-то не работает, мало того, в городе обозначились территории, где вообще ничего не продается, даже за символическую цену. Почему так происходит, а может все-таки вложиться?

Чтобы ответить на вопрос «покупать – не покупать», нужно оценить дальнейшие перспективы этого района. Сейчас модно говорить «региона», что в переводе все равно означает «район», поэтому будем общаться на русском языке.

Апогей промышленного производства Донбасса пришелся на середину 70-х годов прошлого века. Мало кто знает, но именно в это время партией и правительством СССР было принято решение о сворачивании добычи угля в Донбассе и строительстве угольных карьеров в Восточной Сибири. Добыча угля открытым способом гораздо дешевле и безопаснее, а уголь для металлургии Донбасса можно будет поставлять и оттуда, ведь страна одна!

В состав производственного объединения «Донецкуголь», на момент его создания в 1975 году входило 29 шахт и уйма вспомогательных заводов и предприятий, обеспечивающих их работу.

Для обеспечения шахтерских жен работой были построены камвольная фабрика, хлопчатобумажный комбинат и микрорайон «Текстильщик».

В момент расцвета промышленности, по разным оценкам, в г. Донецке проживало чуть более миллиона человек.

Строительство самых «новых» шахт Донбасса (Южнодонбасская № 3, Комсомолец Донбасса) было начато в 1974 году, а сданы в эксплуатацию в 1980 и 1985 г. Вдумайтесь, хозяин, имеющий неограниченные ресурсы, в лице СССР, десять лет строил одну шахту!

С тех пор строительство шахт прекратилось.

Что такое шахта? Это система горных выработок, предназначенных для добычи полезного ископаемого. Чем глубже залегает уголь, тем больше нужно проходить этих выработок. Чем старее шахта, тем длиннее путь угля от забоя до поверхности, следовательно, тем дороже будет добываемый уголь. Но, сначала нужно найти кучу денег, чтобы построить шахту, а потом, может быть, вернуть вложенные средства за счет продажи угля. Угольная промышленность в СССР и в Украине всегда была убыточной. Для поддержания шахт на плаву в СССР была придумана схема «уголь – кокс – металл» и «уголь – электроэнергия», т. е. за счет прибыли, полученной от продажи металла или электроэнергии покрывались убытки по добыче угля.

Кроме того, перераспределение денег между шахтами происходило и внутри объединения, которое занималось продажей угля, т. к. шахты были лишены этих прав.

После распада СССР началась деградация управления, как государственного, так и корпоративного. К власти пришли люди, называющие себя рыночниками. Губернатором Донецка стал В. Щербань (бывший мясник в гастрономе), который объявил, что предоставляет каждой шахте самостоятельность (шахты стали юридическими лицами) и пусть каждый выживает, как может, на то он и рынок! Успешные руководители среднего звена, обеспечивающие работу шахт, посидев без зарплаты, ушли в частный бизнес, а на шахтах остались те, кто и украсть, и посторожить не может.

Схемы «уголь – кокс – металл» и «уголь – электроэнергия» были порваны, поскольку металлургические заводы, электростанции, новые шахты и, естественно, вся прибыль от них попали в частную собственность, а убыточные старые шахты остались государственными предприятиями.

Вот почему в благословенные годы независимости шахты начали закрывать.

Отраслью остались руководить люди, которых при советской власти на пушечный выстрел не допускали к управлению.

Был такой министр топлива и энергетики Тулуб С. А. В прошлом мелкий партийный чиновник, зато потом сделавший головокружительную карьеру – герой Украины!

Так вот, этот герой, будучи министром, заявил, что ежегодно будет вводить в эксплуатацию по одной шахте! Обещать, не значит жениться. Сейчас он живет в Испании за счет того, что успел нацаревать на откатах. А как же шахты, построены, вы можете спросить! А никак, да и кто сейчас об этом помнит.

Вместе с закрытием шахты «закрывался» поселок, построенный вокруг шахты, потому что шахта обеспечивала коммунальное обслуживание домов. Закрывались также предприятия, обеспечивающие работу шахт. В Пролетарском районе до независимости работало 12 шахт, сейчас ноль! Дома и квартиры в поселках шахт 12-18 и 6-капитальная можно купить почти даром!

На сегодняшний день в г. Донецке работает четыре шахты, ну как работает, примерно в пол силы от довоенного уровня.

Война просто стала катализатором всех этих процессов. К управлению Республикой пришли люди вообще не понимающие, что такое государственное управление и что нужно делать. Уровень некомпетентности просто зашкаливает. Справедливости ради нужно сказать, что такие же управленцы «керують» и Украиной, а с приходом к власти фотографов и ведущих свадеб Зе-команды будет еще чудесатее.

Каковы перспективы г. Донецка.

Чтобы понять это, нужно найти такую же территорию, на которой происходили аналогичные процессы и посмотреть, что там происходит.

Есть в Ростовской области шахтерский городок Гуково, в котором после распада СССР происходило то же самое, что и в Донецке. Большинство шахт закрыто, инвесторов нет, работы нет. Это при условии, что в г. Гуково нет войны, правительство России пытается создать там какие-то отрасли экономики, чтобы создать рабочие места, но пока что все плохо.

Кто-то может сказать, так это Россия, у них всегда ничего не получается!

Давайте возьмем первую экономику мира – США. Есть там такие города, как Питтсбург и Детройт. В Питтсбурге обанкротилась сталелитейная промышленность, а в Детройте – автомобилестроение. Результат тот же самый: отток населения и падение цен на недвижимость.

США тоже пытается создать в этих городах новые отрасли промышленности и тоже криво выходит.

Так США и Россия не самые бедные страны, которые вливают деньги в эти районы, а кто даст деньги на восстановление и развитие Донецка?

Если кто-то думает, что найдется инвестор – посмотрите, как живет Сухуми, так там есть море, однако нет желающих вкладываться в курортную зону.

Если кто-то интересуется к чему может привести некомпетентность в государственном управлении – обратите внимание на ЮАР, где всей вертикалью власти управляет коренное население. Да, они любят Родину, но для управления страной, областью, заводом или театром одной любви и преданности мало, нужны еще знания и опыт.

Выводы делайте сами.

02.08.2019.