Уроженец Харьковской области Украины Илья Репин ещё в раннем детстве осознал волшебную силу красок. Однажды его двоюродный брат принёс в дом акварели, и внезапно чёрно-белая картинка из азбуки ожила. Этот момент стал переломным в жизни Репина и определил его будущую судьбу. Мальчик больше не расставался с красками, рисуя всё подряд.
Поначалу Илья обучался на топографа, так как эта профессия считалась престижной, затем — в иконописной мастерской Бунакова. Иван Михайлович был прекрасным портретистом и передавал свой опыт ученикам, самым талантливым из которых оказался Илья Ефимович.
Иконописная артель, куда устроился на работу Репин, кочевала из города в город и как-то раз остановилась в Острогожске, где родился уже известный к тому времени художник Крамской. Тут-то молодой человек и узнал об Академии художеств. Накопив денег, он отправился в Петербург.
С творческим наследием Репина знакомы практически все. Однако хотелось бы подробнее остановиться на украинской теме его творчества, в частности, картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Известны три варианта «Запорожцев»: масляный эскиз картины в настоящее время находится в Третьяковской галерее; основное полотно, купленное императором Александром III, сегодня можно увидеть в Русском музее Питера; третья версия, так и незавершённая, хранится на исторической родине художника — в Харьковском музее.
Монументальное полотно Репин создавал несколько лет. Идея картины возникла спонтанно: как-то за чаепитием в доме знаменитого мецената Саввы Мамонтова не менее знаменитый историк Н.И. Костомаров зачитал письмо запорожских казаков, которое они написали турецкому султану.
Историческая подоплёка такова: турецкий султан, называвший себя не иначе как «братом солнца и луны», «царём над царями» требовал от казаков сложить оружие и покориться его воле. Но вся история казачества, будь то донского, кубанского или запорожского, проникнута идеями свободы и братства. А потому и ответ запорожцев получился таким, что его цитируют и по сей день.
Мало того, что казаки называют «царя царей» «самого люциперя секретарём», так ещё и предложения весьма недвусмысленные ему делают. Жёсткий юмор запорожцев впечатлил Репина, и он зажёгся идеей изобразить это событие, тут же набросав эскиз.
Но непосредственно написанию картины предшествовал тщательный сбор информации. Во-первых, вместе с учеником В. Серовым он отправился на остров Хортицу и зарисовал оставшиеся там казачьи сооружения. Репин изучил быт, собрал несколько альбомов с эскизами оружия, одежды, предметов обихода, которые потом в деталях написал на полотне.
В письме к товарищу Илья Ефимович отмечал:
«Чертовский народ! Никто на всём свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!»
Именно это художник и отобразил на своём полотне. В образах весёлых и колоритных казаков можно легко узнать современников Репина: художника Яна Францевича Ционглинского, хоть по национальности он и был поляком — клятым ляхом, по терминологии запорожцев (загорелый казак, размахивающий кулаком), внучатого племянника композитора Глинки (молодой казак в синем, представляющий Андрия Бульбу, младшего сына Тараса), одесского художника Николая Дмитриевича Кузнецова (казак с перебинтованной головой, Остап Бульба), профессора консерватории Александра Ивановича Рубца (хохочущий казак в красном, Тарас Бульба).
Самого же атамана Ивана Сирко Репин изобразил с лицом генерала Михаила Ивановича Драгомирова, о котором на Украине ходило немало легенд.
Уже под конец жизни художник снова возвращается к теме запорожских казаков — это его последняя большая картина «Гопак». Стремительность движений и буйство красок — так полотно характеризуют критики, упрекая автора в слабой композиции и плохой прорисовке.
Это неудивительно, ведь Репин уже был слаб здоровьем, предчувствовал скорую смерть, а из-за бедности не мог себе позволить холст, поэтому писал на куске линолеума.
Тема исторической родины близка художнику, прочувствована им до мелочей и показана во многих произведениях: «Украинская крестьянка», «Украинская хата», «Вечерницы», «Портрет Т. Шевченко», «Гайдамака», «Черноморская вольница», «Солоха и дьяк».
Юлия Лазарева