Найти в Дзене

Изучаем Ламрим. Определение благоприятного рождения

В «Собрании драгоценных достоинств [Праджняпарамиты]» сказано:
«Благодаря нравственности избавляются от рождений разными животными и от прочих восьми несвободных состояний, таким образом всегда обретая свободу».
О восьми несвободных состояниях говорится в «Послании к другу»:
«Рожденье приверженцем ложных воззрений, животным, в аду или духом голодным, в местах, где не слышали Будды Ученье, в стране дикарей, иль немым, идиотом, одним из богов-долгожителей – это изъяны восьми несвободных рождений. Свободный от них – ты теперь постарайся уйти навсегда от рождений в сансаре».

Блага:
«Рождение [человеком], рождение в центральной [стране], полноценные органы чувств, несовершение крайних проступков, вера в источник (дисциплину). Приход Будды, преподавание священной Дхармы, пребывание Учения, приобщение к нему последователей, милосердие».

Если, попав в счастливый удел, мы не занимаемся подлинной практикой Дхармы для созидания постоянного счастья, то уподобляемся животным, ибо стремление к счастью и стремление избегнуть страданий этой жизни имеется и у животных.
Хоть и нередка счастливая участь, если подлинно очистить ранее накопленные причины дурных уделов и плотно закрыть дверь для новых, - сделать это удается весьма редко. Значит, это рождение трудно обрести и после счастливой, и после дурной участи.

После такого размышления порождайте сильное желание наделить смыслом свое благоприятное рождение.
Как сказано во «Введении в практику»:
«В лодке человеческого тела ты пересеки страданий реку. Будет трудно впредь добыть ту лодку, так не спи, глупец, пока есть время».

Чже Цонкапа. Ламрим Ченмо, стр 124-138.