Продолжаем тему интересных психологических явлений. Главный герой сегодняшнего поста – эффект аудитории.
Эффект аудитории (эффект фасилитации, эффект Зайонца) – это влияние, которое оказывается на деятельность человека присутствием других людей. Причём влияние может быть, как положительным, так и отрицательным. В зависимости от того, насколько человек овладел деятельностью, которую он выполняет в присутствии других людей.
Например, если человек выполняет легкую или хорошо знакомую ему работу в присутствии других людей, то это лишь улучшит его результаты, т.к. присутствие посторонних стимулирует возникновение правильных реакций. Однако, если работа сложна или плохо знакома человеку, то присутствие посторонних даёт прямо противоположный эффект – человек начинает ошибаться, выдавая более худший результат, чем мог бы. Это связано с тем, что в данном случае присутствие посторонних стимулирует неправильные реакции.
Но почему же так происходит? А дело в том, что когда человек занимается деятельностью, которую он хорошо знает и любит, то присутствие аудитории придаёт ему сил, вдохновляет, он получает прилив бодрости и воодушевления, что, естественно, позитивно влияет на качество его деятельности. А вот если человек испытывает неуверенность в процессе деятельности, если он растерян и не слишком хорошо знаком с тем, чем занимается, то, как правило, он пытается это скрыть. Но постороннее внимание мешает сохранению напускного спокойствия, что влечет за собой нарушение идеомоторных реакций и координации движений.
А вы знакомы с эффектом аудитории? Приходилось испытывать его на себе? Делитесь в комментариях