Найти тему
Рем Ворд

Досье на всех. Режиссер Андрей Тарковский

Андрей Тарковский. Рождение — 1932 г., село Завражье Костромской области… обучение на арабском отделении Московского института востоковедения (без получения диплома), работа в геологической партии (Красноярский край). В 1954 г. Тарковский поступает во ВГИК (Всероссийский государственный Институт имени С. А. Герасимова) на режиссерское отделение. Снимаются курсовые работы, названия которых ничего нам не скажут. На третьем курсе Андрей Арсеньевич знакомится с Андроном (или уж, Андреем) Кончаловским, братом Сергея Михалкова. Так начинается их творческая дружба.

Первой полнометражной постановкой режиссера становится «Иваново детство» (1962). Этот фильм удостаивается «Золотого Льва» на международном кинофестивале в Венеции. Мы с вами, дорогой читатель, если честно, скорее всего, оба не смотрели эту картину. Основной смысл же таков: мальчик, во время Великой Отечественной войны вспоминает свое ушедшее детство.

В плотном сотрудничестве с Андреем Кончаловским снимается единственный, на взгляд автора смотрибельный фильм «Андрей Рублев». 1970 г. — стартует «Солярис» по одноименной фантастической повести С. Лема.

Тарковский стремительно набирает вес. Так бывает, друзья, что импозантная, "байроническая" внешность в сочетании даже с единственным относительным успехом открывает двери славе и деньгам. Госкино с легкостью выделяет средства для все новых постановок "мэтра".

Андрей Арсеньевич уже не снисходит до продуктивного, позитивного общения с  даже, надо заметить, весьма сильной фигурой  мировой литературы как автор повести «Солярис» Станислав Лем. Слово знаменитому фантасту:

«К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание».
«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».

1974 г. — Андрей Арсеньевич ваяет картину «Зеркало», где он, как утверждает Википедия «…не сковывает себя рамками традиционного сюжета и предлагает богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя». Всего снимаются и склеиваются 32 эпизода — неразборчивые сновидения, вставки из документальных лент, бытовые сцены, затянутые диалоги с родственниками, и т. п. На заседании коллегии «Госкино» картина признается «Непонятным, немассовым и в общем, неудачным фильмом». Но, у Тарковского на то есть свое особенное мнение:

«Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя».
Это Зона по Тарковскому. Кажется, что герои борются с обитателями и аномалиями зоны лишь убийственно скучной говорильней. Впрочем, ни обитателей, ни ловушек, привычных тинэйджерам "Жарок", "Мясорубок", "Каруселей",  здесь никаких и нет...
Это Зона по Тарковскому. Кажется, что герои борются с обитателями и аномалиями зоны лишь убийственно скучной говорильней. Впрочем, ни обитателей, ни ловушек, привычных тинэйджерам "Жарок", "Мясорубок", "Каруселей", здесь никаких и нет...
Нападение псевдособаки... Это не Тарковский...
Нападение псевдособаки... Это не Тарковский...

В 1979 г. Андрей Тарковский дополнительно утверждает своеобразность своей личности фильмом «Сталкер». Если вы, дорогой читатель полагаете по названию, что это нечто о пришельцах, таинственных происшествиях, загадочных артефактах, пространственно-временных тоннелях, и тому подобное, то вы глубоко заблуждаетесь. Серые люди в тусклых грязных коридорах ведут утомительные бесцветные разговоры ни о чем.

"Ностальгия". Ну как то так
"Ностальгия". Ну как то так

Как бы то ни было, в 1980 г. Тарковский удостаивается звания Народного артиста РСФСР. В том же году он уезжает в Италию, где, оказывается, лучше всего работается над сценарием фильма «Ностальгия». Спустя три года отснятая в солнечной средиземноморской стране картина выходит на экраны. Если вам это так интересно, друзья, «нетленка» состоит из вязи абстрактных сновидений, монологов душевнобольного, доказывающего, что «1+1 не равно двум, но больше единицы» с помощью двух капель оливкового масла, не менее безумных деяний прочих персонажей, и т. п.

По окончании срока командировки А. Тарковский с женой Ларисой продолжает оставаться в гостеприимной Италии. Власти СССР запрещают показывать фильмы Тарковского в кинотеатрах, но и гражданства Андрея Арсеньевича не лишают. Мэрия Флоренции дарит режиссеру квартиру, присваивает звание почетного гражданина города. В Швеции Тарковский снимает философскую драму «Жертвоприношение» (1985), о человеке, который поджигает собственный дом, чтобы не было атомной войны. Картина получает Гран-при Каннского кинофестиваля. Это все. Врачи диагностируют у Тарковского, заядлого курильщика, рак легких. Режиссер умирает в Париже (где он проходит длительный курс химиотерапии), в возрасте 54 лет.

Частная жизнь. Первый брак — с однокурсницей Ирмой Рауш длится до 1970 г. В этом союзе рождается сын Арсений. Причина развода — знакомство Андрея с Ларисой (Кизиловой). В 1985 г. второй брак трещит из-за романа Тарковского с норвежкой танцовщицей по имени Берит. Все же, взаимная привязанность Андрея и Ларисы оказывается сильнее, и, «вторая половинка» умирает сразу же, вслед за режиссером, в 1986 году.