Довелось в одной компании по продаже стройматериалов наблюдать мне такую историю.
Пришла туда на работу в отдел оптовых продаж новая менеджер. Дама опытная, бойкая, в районе 40 лет возраста. Назовем ее Анной. Рынок она знала неплохо, старалась, в общем, в компанию влилась.
Но просто работать в соответствии со своим функционалом, со своими KPI Анне явно было недостаточно. За считанные недели она стала главной запевалой на совещаниях по развитию новых продуктов, по качеству, по претензиям. Просто фонтанировала идеями и сама же вызывалась их выполнять.
Наверное, это и есть та самая проактивность, которую мечтают видеть в сотрудниках многие собственники и HR?
Анна приходила на работу с горящими глазами. Замучила отдел маркетинга с просьбами внести изменения на сайт. Из дома приносила какие-то куски черепицы, ламината, в магазине фотографировала понравившийся ей декор. Все это было ее «презентационным материалом», с помощью которого она рассказывала о новых идеях на совещаниях. Делилась с коллегами полезными книжками и ссылками на интересные статьи.
При этом она успевала работать выше среднего, постоянно висела на телефоне, обзванивала клиентов. Все чаще сотрудники замечали, что она задерживается после работы. Так и говорила, что не успевает. Семьи, детей у Анны не было, поэтому с ее слов, ей «не в тягость позаниматься полезной работой в личное время».
Но никакая идиллия не может длиться вечно.
Как-то Анна выбежала в слезах из кабинета начальника. Сказала коллегам, что он не одобряет ее проекты.
Потом вдруг прогуляла работу – это был ее протест, что ее любимому клиенту не дали скидку.
Потом на корпоративе «отожгла» какие-то частушки про семейственность в данной компании. Надо сказать, что семейственность там действительно была. Но сотрудники об этом деликатно умалчивали – деваться было некуда.
А в один прекрасный день Анна на глазах клиента устроила истерику, бросила начальнику заявление об уходе. С ее стороны было сказано что-то невнятное про то, что ее не слышат.
Потом, после своего ухода с единственным человеком из компании, с которым она общалась, секретарем Леной, она поделилась переживаниями. Изначально она сюда пришла с карьерной целью - стать начальником отдела. С ее точки зрения, и опыт, и возраст позволяли ей занять данную позицию очень скоро. И ее удивило, почему сразу после испытательного срока ее не попросили возглавить подразделение. Но на удивление работа действующего руководителя всех устраивала. А Анна была здесь нужна именно на позиции менеджера.
Кстати, ее обида улеглась не скоро. Дама долго не могла угомониться. Оказалось, что всех клиентов, с которыми она успела поработать, она обзвонила. Рассказывала им, какая это ненадежная компания, жаловалась, как с ней плохо обошлись.
Кстати, никакие ее проекты так и не внедрили. Но время, которое потратили на разгребание ее дел, могли бы двух-трех крепких середнячков воспитать для отдела продаж.
Но, с другой стороны, это был реально креативный сотрудник. Если бы она осталась подольше – может. И принесла бы что-то полезное компании.
В чем «мораль» этой истории?
- Человек может иметь определенные ожидания, которые больно разбиваются о реальность. «По его» может и не быть. Запретить чего-то хотеть нельзя.
- С любым сотрудником лучше договариваться на берегу. Если явно, что ожидания его не соответствуют тому, что можете, дать – лучше обозначить границу.
- Если видите сверхрвение, то не воспринимайте это как данность. По любому этот человек чего-то хочет. И хочет, скорее всего, очень приземленных вещей: зарплату, должность, привилегии. Ну еще вариант – он просто влюбился )))
Друзья, что думаете по поводу этой истории? Может, можно было вернуть Анну, использовать ее мощный потенциал на благо компании?
И в Вашем окружении были похожие истории?