Если вы находитесь на этапе старт-апа, начинайте вводить бизнес-процессы сразу же. Допустим, вам удалось привлечь профессионала, он пришел и поставил всё, что касается маркетинга. А вы у него это знание не вынули. Вы зависите от него? Да. Через полгода уходит в новый старт-ап, имеет право. А вы что имеете? Разруху. Потому что он ушёл, и вместе с ним ушли все процессы управляемого бюджетированного маркетинга. Поэтому с самого начала договоритесь о том, чтобы он предоставил описания своих действий. Более того, каждого человека которого вы принимаете на ту или иную должность, предупреждайте о том, что вы ждете от него регламентации его действий.
Знаете историю с отмазками: «А мне не сказали? Сказали, но не научили? Сказали, научили, но не расписался…»? Даю вам вишенку на тортик, самую гениальную отмазку всех времен и народов. Это был человек из «Росгосстраха». Огромный и настоящий директор по операциям. Я думал, сейчас он нам покажет, потому что он такой боевой, драйвовый, так всё здорово рассказывал. Проходит три недели и
ничего. А у меня есть правило– с каждым из менеджеров раз в неделю полчаса разговариваю по его задачам и бюджету. И во время нашей «получасовки» я спрашиваю:
- Ну, как дела? Когда дело-то делать будем?
- Я работаю на прием
-В смысле на приём?
- Ну, информацию принимаю, «всасываю».
Через неделю я с ним расстался, потому что такой, уж простите,«всосун» мне не нужен. Мне нужен чувак, который 1– 2 недели «повсасывал», а потом начал работу работать. Поэтому при общении с человеком на собеседовании, предупредите его о том, что вы хотите построить регламентированную структурированную компанию, и он должен с первых дней писать регламенты на тему того, как он видит
построение этой работы.
Введение бизнес-процессов будет иметь смысл только в том случае, если вы сделаете еще две вещи.
Первая. Если вы эти самые регламенты и процедуры будете адаптировать и обновлять минимум раз в 3–6 месяцев. Если вы не будете этого делать, вся компания прочитает ваш сигнал о том, что вам по хрен на эти самые бизнес-процессы и вам достаточно выполнения операций на уровне здравого смысла. Тогда не удивляйтесь, если начнутся разрывы в бизнес-цепочках. Поэтому их необходимо регулярно обновлять.
И второе. Бизнес-процессы и ведение культуры бизнес-процессов имеет смысл только в том случае, если вы их поддержите еще и введением CRM-системы. Сами по себе люди не способны запомнить все документы компании. Поэтому эти документы нужно автоматизировать. Как только вы пойдете в бизнес-процессы, автоматически начинайте думать о том, какую систему для автоматизации
бизнес-процессов будете вводить.