Найти тему
Бурмистр.ру

В продолжение статьи о специалисте по лифтам в УО...

По следам недавней статьи о специалисте по лифтам в управляющей организации у читателей возникли некоторые вопросы, которые мы хотели бы обсудить в данной статье.

Вопросы возникли в связи с разъяснением норм действующего законодательства о специалисте по лифтам в управляющей организации (УО) со стороны двух надзорных органов. Такими органами являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Как мы уже писали в предыдущей статье на данную тему, в связи с внесением изменений в Постановление Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее — Правила 743) с 03 января 2019 года наличие в управляющей организации обученного специалиста по лифтам, назначенного приказом руководителя и имеющего соответствующую «корочку» - обязательно.

В связи с внесением указанным изменений в Правила 743 родились два варианта разъяснения от разных ведомств: ПисьмоФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 июня 2019 г. № 09-00-06/4566 «О назначении лица, ответственного за эксплуатацию лифта» и Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31 мая 2019 г. № 20562-ОГ/04 «О выполнении работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии лифтов в многоквартирном доме».

Как неоднократно указывалось в наших статьях ранее, а также установлено нормами действующего законодательства РФ, письма Министерств и ведомств не являются нормативно-правовыми актами (НПА), обязательными к исполнению на территории Российской Федерации всеми физическими и юридическими лицами. Они обязательны для исполнения только для нижестоящих структурных подразделений таких ведомств. О чем, впрочем, сам Минстрой не забывает напомнить в завершении каждого своего письма: как для широкого круга лиц, так и на конкретный ответ на запрос какого-либо лица по разъяснению закона.

Суды также руководствуются только нормами законов, подзаконных актов и правоприменительной практикой вышестоящих судов, облеченных в соответствующую форму: Пленумы, Постановления и т.д., ну и, конечно, самым главным — своим «внутренним убеждением». То есть, для судов также принимать во внимание письма Министерств, содержащие разъяснения норм законов, не обязательно, что они, к счастью, и не делают в абсолютном большинстве случаев.

В указанных письмах Ростехнадзором и Минстроем на один и тот же вопрос даны два противоположных ответа.

Вопрос звучал следующим образом:

  • в случае, если между управляющей МКД организацией и специализированной организацией заключен договор о выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов в обслуживаемом доме, обязана ли она, своим распорядительным актом, из числа собственных работников, назначать лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов?
  • если обязана, то какие именно квалификационные требования установлены к такому лицу?

На что Минстрой в Письме от 31 мая 2019 г. № 20562-ОГ/04 отвечает следующее:

«...В соответствии с п. 8 указанного Постановления Правительства РФ № 290 выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.

Таким образом, выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии лифтов в многоквартирном доме осуществляется специализированной организацией; назначение лица, ответственного за организацию эксплуатации лифтов, из числа работников управляющей организации в указанном случае не требуется».

А Ростехнадзор в Письме от 4 июня 2019 г. № 09-00-06/4566 остался при своем мнении, которое было неизменно, кстати, практически с момента принятия Правил 743, о чем мы уже писали в предыдущей статье на эту тему:

«...Подпунктом «c» пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее - Правила), установлена обязанность владельца объекта по назначению распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта (далее - ответственное лицо), к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных указанным пунктом. Указанная норма устанавливает безусловную обязанность организации - владельца лифта назначить соответствующего ответственного специалиста из числа квалифицированного персонала. Возлагаемые на данное лицо обязанности перечислены также в подпункте «и» пункта 17Правил».

А так как за неисполнение данного требования закона наступает административная ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ, за которую установлен штраф - максимально для юридических лиц до 1 млн. рублей, а для должностных лиц до 40 тыс. рублей, не стоит пренебрегать разъяснениями Ростехнадзора при осуществлении своей деятельности по управлению многоквартирными домами. Все-таки это дешевле, чем оплатить штраф в размере миллиона рублей, да и мытарств по судам управляющим организациям и так хватает без дополнительных разбирательств по столь некритичному вопросу.

Тем более, что административным надзорным органом при применении этой нормы КоАП РФ является как раз Ростехнадзор. И очень сомнительно, что при проверке он согласится с разъяснениями Минстроя на эту тему. Ведь «оправдательные» для управляющих организаций решения судов в административном производстве по рассмотрению протоколов или обжалованию предписаний надзорных органов - такая редкость в нашей российской судебной действительности.

С другой стороны, радует, что Минстрой не считает данное требование к наличию специалиста по лифтам нарушением лицензионных требований (каковыми он, в лице нижестоящих жилищных инспекций, считает практически все малейшие нарушения норм Правил и ЖК), а считает таковым только отсутствие заключенного договора со специализированной организацией по обслуживанию лифтов в установленный законом срок.

Так как изменения в Правила 743 внесены только в 2019 году, судебная практика по данному вопросу еще не наработана. По крайней мере, в правовых системах она отсутствует конкретно по управляющим организациям, имеется только практика судов по данной норме за 2018 год.

Резюмируя вышесказанное, учитывая «карательную» работу наших надзорных органов, а также «обвинительную» практически на 100 % работу наших судов в административном производстве и производстве об административных правонарушениях, рекомендуем иметь всем без исключения управляющим организациям в штате такого обученного специалиста по лифтам. То есть, наше мнение, уже озвученное в предыдущей статье на эту тему, остается неизменным. По крайней мере, до принятия каких-либо изменений в НПА либо наработки какой-либо положительной для УО судебной практики.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.