Давно я хотел написать что-то про Таксономию Блума, и пока собирался интернет наводнился презентациями и рекомендациями о том, как и что использовать. И чтобы не повторяться предлагаю вашему вниманию Таксономию Блума в матричном формате "3х3" !
Зачем читать:
1. Такого вы точно не видели, оригинальные мысли;
2. Пример применения метода Гипермышления - нескольких приемов #ЛАМЕД - технология, #ЗАЙН - открытость,
3. Вы увидите приемы Гипермышления, где они расположены, если на них смотреть через призму Таксономии Блума.
4. Получите новый инструмент, а значит преимущество в действиях.
Начну с общих моментов, итак...
Таксономия Блума — классификация учебных целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом.
Уровни учебных целей - конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня. И это работает как последовательно продвижение к учебной цели по лестнице или пирамиде.
В своей классификации Б. Блум разделил цели образования на три области: когнитивную, психомоторную и аффективную (эмоционально-ценностная область). Эту часть для простоты материала я не буду затрагивать.
Итак, включаем визуальное мышление и один рисунок заменяет 1000 слов, а если он еще вам знаком, то попробуйте найти в нем что-то новое.
Я воспользовался более поздней моделью, где на вершине пирамиды не "ОЦЕНКА", а "СИНТЕЗ". Иерархия означает, что мы должны закрепиться сначала на нижнем уровне, а затем переходить к более высоким материям. Нет смысла анализировать, если нет понимания, и с учебной т.з. рано выходить на уровень "ПРИМЕНЕНИЕ", если не проведена учебная работа по анализу изучаемого материала, сравнению, выявлению причин и последствий, истории и закономерностей развития... это все здесь.
Собственно на каком уровне находится сейчас уважаемый читатель, мне сложно предугадать, но вы сами можете мне помочь, последовательно отметить свой уровень Таксономии.
1. Вы слышали про Таксономию Блума (ТБ)-?,
2. Вы можете рассказать идею своими словами - ?,
3. Вы готовы сравнить ТБ с другими моделями обучения - ?,
4. Вы применяете в обучении (своем или в организации) - ?
И вот если вы на все предыдущие сказали ДА, то я готов выслушать ваш вердикт, и ...
5. Попрошу Вас дать "ОЦЕНКУ" Таксономии Блума, насколько полезно выстраивать учебные задачи по этим уровням, насколько это ценно для достижения ваших учебных/профессиональных целей?
Если вы готовы аргументировать и привести примеры из вашей практики, то вы на 5-м уровне. И вот здесь я предлагаю вам тот самый СИНТЕЗ. Прием #ЗАЙН - "открытое мышление" - который говорит о том, что не бывает "завершенных" концепций, любую концепцию можно и нужно развивать, так сказать "кастоменизировать" под себя и свои задачи.
Так в Матрице Гипермышления заложено девять элементов, а потому попробуем найти "бреши" или белые пятна, или предложить под-ступеньки.
1. Знания - здесь все просто, провел опрос, отметил читал-запомнил, Ок.
#АЛЕФ - названия, определения, термины.
2. Объяснение - тоже Ок, главное, чтобы не было зубрешки, с другой стороны, чтобы метафоры были не слишком художественные.
#ДАЛЕТ - свои идеи относительно того, что прочитали,
#САМЕХ - синонимы, пересказ своими словами,
#ЙОД - рисунки, скетчи, схемы (визуализация),
#ГЭЙ - вопросы, интервью и ответы,
3. Анализ, разбор ситуации, какие элементы, какие связи, какой инструмент для анализа, какие концепции подходят для сравнения, "что было и что будет", прямо можно разложить пасьянс.
#БЕТ - деление/разбор целого на части, функции, свойства, качества,
#МЕМ - нахождение третьего, построение триад, трех частей,
#НУН - внутреннее представление, мысленный эксперимент,
#КАФ - рассмотрение разных форматов,
#ТЭТ - комбинация разных элементов.
5. Применение. Здесь может быть целый арсенал, это и решение задач, и упражнений и проектная деятельность (имитация или по-настоящему).
#ГИМЕЛ - описание ожидаемого результата;
#ЛАМЕД - действия по технологии;
4. Обсуждение! - вот здесь я предлагаю студентам/ученикам/слушателям высказаться! Это не только "оценка", но некоторое понимание необходимости, интереса того материала, который узнали. Это как разбор результатов и выводы!
#АЛЕФ - слова, определения, смыслы,
#АЙН - представление разных точек зрения,
#ЦАДИ - выбор главного,
#ПЕ - совместное мышление;
6. Пример, образец, игра. (новый уровень) Попытка поиграть с действиями, отойти от "стандарта" или "технологии", узнать что будет если сделать не так или не сделать и зачем нужен то или иное действие. Как это все влияет на результат, на команду, на свои знания и умения. Возможность владеть материалом в разных ситуациях и условиях.
#ХЕТ - вариация своего поведения,
#ЗАЙН - открытость новому,
#ТЕТ - комбинация разных элементов и действий,
#САМЕХ - концентрация на одном в действии,
7. Синтез. Этот уровень я понимаю как встраивание в систему! Понимание своего места в организации, видение того, кто будет использовать результаты моей работы. И вот здесь появится "оценка-2" как система будет оценивать результат.
#ВАВ - построение надсистемы, поиск своего места и определение связей,
#КОФ - составление карты, окружение и ландшафт,
#ЛАМЕД - технология создания результата,
8. Улучшение процесса работы. (новый уровень) Улучшать и совершенствовать какой-либо элемент можно только после понимания его места в системе и существующим ограничениям. Этот уровень связан с ростом показателя результативности/эффективности.
#ГИМЕЛ - постановка цели и описание результата,
#ДАЛЕТ - генерирование идей,
#РЕШ - преодоление границ возможностей,
9. Развитие. (новый уровень) Переход или прорыв, создание чего-то качественно нового, в том числе распространение улучшений на другие области.
#ШИН - разрешение противоречий,
#ТАВ - создание новых качеств и измерений.
В итоге мы имеем матрицу Технологии Таксономии Блума "3х3" где есть девять элементов (ступеней). Добавилось три элемента, а если быть точнее, то элемент "ОЦЕНКА" разделилась на два элемента "Обсуждение" и "Интеграция", как бы мы оцениваем и нас оценивают. Элемент "ПРИМЕНЕНИЕ" как бы из него отпочковался элемент "Игра", так как сложно вообще представить обучение без игры, без ошибок и без эмоций!
И элемент Таксономии Блума "СИНТЕЗ" разделился на два - "Улучшение" и "Развитие". В одном случае мы работаем над объектом и результатом становятся изменения, во втором случае мы изменяем отношения, и в результате появляется что-то качественно новое.
Поделитесь вашими мыслями и соображениями про то, как вы применяете уровни Таксономии...