Найти тему
Автоканал 22

Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод

Оглавление

Послевоенное стремление советского государства к переводу автотранспорта на дизели стало причиной перепрофилирования автозавода в Ярославле в моторный. Случилось это в 58-м году XX века. С этого времени ЯМЗ стал родоначальником всех советских автодизелей.

Дизель ЯМЗ-236 выпускается 64-й год.
Дизель ЯМЗ-236 выпускается 64-й год.

Первенцами стали V-образные 6-ти и 8-ми цилиндровые моторы. Доводкой и постановкой на производство в Ярославле занимался коллектив специалистов, возглавляемый Чернышовым Г.Д.

Что же стало причиной 64-летнего успеха ярдизелей?

1. Конкурентный выбор конструкции.

ЯМЗ-236 с углом 90 градусов между рядами цилиндров был короче рядной "шестёрки" подобного объёма.
ЯМЗ-236 с углом 90 градусов между рядами цилиндров был короче рядной "шестёрки" подобного объёма.

Наши деды выбирали лучшее на конкурентной основе. В 56-м году было предложено два варианта 6-ти и 8-ми цилиндровых дизелей:

Рядный ДБ – дизель Бриллинга Н.Р. – теоретика советского дизелестроения. Быстроходный (2800 об/мин) мотор с соотношением диаметра цилиндра к ходу поршня 110/120;

V- образный НАМИ-019 автомоторного института, где руководил разработкой С.Б. Чистозвонов. Тихоходный (2000 об/мин.), с соотношением – 132/145.

Испытания выиграл первый вариант, но в производство пошёл вариант, созданный на заводе и вобравший в себя лучшие черты предшественников.

2. Удачная конструкция.

ЯМЗ-238 был максимально унифицирован с шестицилиндровым собратом.
ЯМЗ-238 был максимально унифицирован с шестицилиндровым собратом.

Отношение диаметра цилиндра к ходу поршня, по другому – размерность мотора, было выбрано 130/140. Четыре такта и водяное охлаждение обеспечивало сбалансированный тепловой режим мотора. V-образная компоновка позволила иметь жёсткий, укороченный и уравновешенный мотор. Малые обороты КВ (2100 об/мин.), чугунные блок и головки обеспечили ресурс в 800 тыс. км.

3. Простота двигателя.

-4

В моторе удачно воплотились технологичность изготовления, удобство обслуживания и простота ремонта. Это явилось главными его особенностями. Первые комплекты деталей двигателей изготавливались в Ярославле.

Имеющееся на заводе оборудование позволяло это делать. Квалификация персонала была достаточной для выполнения работ необходимого качества. Для наращивания производства нужно было только, как модно сейчас говорить, масштабировать производство, с чем минчане справились успешно.

4. Область применения.

Главным потребителем дизеле ЯМЗ стали минские грузовики 500-й модели
Главным потребителем дизеле ЯМЗ стали минские грузовики 500-й модели

Первоначально в дизели 236 и 238 серий закладывался принцип широкого их применения: тяжёлые грузовики, автобусы и различные автономные агрегаты для коммунальных служб, нефтегазодобычи и других областей экономики, работающих в отдалённых районах.

Основными потребителями ярдизелей стали минские и кременчугские грузовики – основными перевозчики тяжёлых грузов в строительстве, добывающих отраслях, дальних грузоперевозках и армии.

5. Отсутствие конкурентов.

КРАЗ-257 получил дизель ЯМЗ-238.
КРАЗ-257 получил дизель ЯМЗ-238.

Советская плановая экономика, наряду с большим количеством преимуществ, имела значительный минус: отсутствие конкурентных вариантов продукции. Эту участь не обошли и ярославские дизели. Они были единственными в Союзе моторами для тяжёлых грузовиков.

Неожиданный вывод:

Отсутствие конкуренции стало движущей силой для ярославских специалистов, позволившей свыше шести десятилетий делать дизели мирового уровня на основе их первоначальных вариантов. Создавать новые конструкции и совершенствовать их, оставаясь одним из главных производителей автомобильных моторов на постсоветском пространстве.

Идея публикации возникла при изучении материалов:                                               Канала «Техника времён СССР» https://zen.yandex.ru/media/tehnikacccp/pochemu-dizelnyi-dvigatel-iamz-236-shofery-schitali-luchshim-v-sssr-61c475abfa00a40ea6557e53?& ;
Сайта «Писали.ру» https://pisali.ru/yardizelmarket.ru/44677/ ;
Википедии.
Идея публикации возникла при изучении материалов: Канала «Техника времён СССР» https://zen.yandex.ru/media/tehnikacccp/pochemu-dizelnyi-dvigatel-iamz-236-shofery-schitali-luchshim-v-sssr-61c475abfa00a40ea6557e53?& ; Сайта «Писали.ру» https://pisali.ru/yardizelmarket.ru/44677/ ; Википедии.

С уважением, Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются