Послевоенное стремление советского государства к переводу автотранспорта на дизели стало причиной перепрофилирования автозавода в Ярославле в моторный. Случилось это в 58-м году XX века. С этого времени ЯМЗ стал родоначальником всех советских автодизелей.
Первенцами стали V-образные 6-ти и 8-ми цилиндровые моторы. Доводкой и постановкой на производство в Ярославле занимался коллектив специалистов, возглавляемый Чернышовым Г.Д.
Что же стало причиной 64-летнего успеха ярдизелей?
1. Конкурентный выбор конструкции.
Наши деды выбирали лучшее на конкурентной основе. В 56-м году было предложено два варианта 6-ти и 8-ми цилиндровых дизелей:
Рядный ДБ – дизель Бриллинга Н.Р. – теоретика советского дизелестроения. Быстроходный (2800 об/мин) мотор с соотношением диаметра цилиндра к ходу поршня 110/120;
V- образный НАМИ-019 автомоторного института, где руководил разработкой С.Б. Чистозвонов. Тихоходный (2000 об/мин.), с соотношением – 132/145.
Испытания выиграл первый вариант, но в производство пошёл вариант, созданный на заводе и вобравший в себя лучшие черты предшественников.
2. Удачная конструкция.
Отношение диаметра цилиндра к ходу поршня, по другому – размерность мотора, было выбрано 130/140. Четыре такта и водяное охлаждение обеспечивало сбалансированный тепловой режим мотора. V-образная компоновка позволила иметь жёсткий, укороченный и уравновешенный мотор. Малые обороты КВ (2100 об/мин.), чугунные блок и головки обеспечили ресурс в 800 тыс. км.
3. Простота двигателя.
В моторе удачно воплотились технологичность изготовления, удобство обслуживания и простота ремонта. Это явилось главными его особенностями. Первые комплекты деталей двигателей изготавливались в Ярославле.
Имеющееся на заводе оборудование позволяло это делать. Квалификация персонала была достаточной для выполнения работ необходимого качества. Для наращивания производства нужно было только, как модно сейчас говорить, масштабировать производство, с чем минчане справились успешно.
4. Область применения.
Первоначально в дизели 236 и 238 серий закладывался принцип широкого их применения: тяжёлые грузовики, автобусы и различные автономные агрегаты для коммунальных служб, нефтегазодобычи и других областей экономики, работающих в отдалённых районах.
Основными потребителями ярдизелей стали минские и кременчугские грузовики – основными перевозчики тяжёлых грузов в строительстве, добывающих отраслях, дальних грузоперевозках и армии.
5. Отсутствие конкурентов.
Советская плановая экономика, наряду с большим количеством преимуществ, имела значительный минус: отсутствие конкурентных вариантов продукции. Эту участь не обошли и ярославские дизели. Они были единственными в Союзе моторами для тяжёлых грузовиков.
Неожиданный вывод:
Отсутствие конкуренции стало движущей силой для ярославских специалистов, позволившей свыше шести десятилетий делать дизели мирового уровня на основе их первоначальных вариантов. Создавать новые конструкции и совершенствовать их, оставаясь одним из главных производителей автомобильных моторов на постсоветском пространстве.
С уважением, Олег Ейский.