Трудно быть Богом (1989)
Режиссер Петер Фляйшман. Актеры: Э.Зенгара, А.Филиппенко, А.Готье, А.Болтнев, П.Клементи, В.Херцог, М.Глузский, Э.Бурдули, Л.Перфилов, А.Лицитис, Р.Адомайтис и др.
Экранизация философской фантастики братьев Стругацких.
Как хорошо известно, именно роман «Трудно быть Богом» в последние годы пытается повторно экранизировать Алексей Герман. Но фильм Германа все еще незакончен, а версия немецкого режиссера Петера Фляйшмана существует уже больше десятка лет.
Картина снималась в разгар перестроечных времен, когда казалось, что Россию вот-вот ждет радостное единение с «цивилизованным западным миром». Денег на фильм не жалели: массовки, декорации, костюмы...
В фильме снимались замечательные русские актеры Андрей Болтнев («Мой друг Иван Лапшин», «Торпедоносцы», «Противостояние») и Михаил Глузский («Монолог»), звезда европейского «арт-хауса» Пьер Клементи («Конформист»).. Одну из эпизодических ролей сыграл знаменитый немецкий режиссер Вернер Херцог («Носферату – призрак ночи», «Фицкаральдо», «Войцек», «Аггире - гнев божий»).
И все-таки результат оказался куда ниже ожиданий. Картина получилась несколько монотонной и затянутой. Философская глубина романа оказалась неподвластна экрану.
Успеха - ни на фестивалях, ни в «узких кинокритических кругах», ни в широком прокате не было...
Александр Федоров, 2003
Механическая сюита (2001)
Режиссер Дмитрий Месхиев. Актеры: С.Гармаш, С.Маковецкий, Е.Добровольская, И.Розанова и др.
...Начальник цеха посылает двух своих работников в маленький городок, чтобы... привести оттуда тело умершего сослуживца...
Вот такая невеселая завязка у этой трагикомедии про наше не слишком радостное провинциальное житие-бытие...
Но это вовсе не чернуха в духе перестроечных киноопусов. Напротив, в определенном смысле картину можно назвать даже оптимистичной.
Почему? Да потому что даже в этих фантасмагорических условиях герои фильма дружат, влюбляются, выручают из беды...
Д.Месхиев режиссер, мягко говоря, неровный. Наряду со стильными “Циниками” постхуциевской “Над темной водой” он приложил руку к невыразительным и пошловатым “Бомбе” и “Американке”.
“Механическую сюиту”, на мой взгляд, можно смело отнести к лучшим его работам. Здесь постановщика нигде не покидает чувство меры, но при этом дается простор для остроумной импровизации и уверенной работы с актерами.
А актерский ансамбль в картине, что называется, по-настоящему сложился. Сергей Маковецкий (“Макаров", "Русский бунт ") в роли следователя-неудачника. Сергей Гармаш ("Нелепый возраст", "Каменская”) в роли непьющего работяги из бывших алкашей. И Евгения Добровольская (“Первый этаж", “Клетка для канареек") в образе библиотекарши из привокзальной библиотеки, безнадежно мечтающей вырваться из провинциальной трясины монотонной жизни...
Александр Федоров, 2003