Пилотка - характерного вида складчатая маленькая шапочка - долгие годы была одним из основных головных уборов в Красной, а затем и в Советской армии. По наследству она перешла и в современную российскую, хотя уже давно не является единственным головным убором для рядового и сержантского состава, как было ранее. Сейчас пилотка скорее стала символом. Одним из символов Победы в Великой Отечественной войне. В то время она носилась как подшлемник под каску (хотя, если говорить правильно, все-таки под стальной шлем).
Но откуда вообще взялся этот головной убор - не самого банального, прямо скажем, фасона? И почему стал так называться?
Шапка воздухоплавателя
Пилотка действительно имела к летчикам самое что ни на есть прямое отношение. Их-то фирменным головным убором она и стала в далеком 1913 году...
Воздухоплавательные части в некоторых подразделениях российской армии и флота существовали аж с 1885 года. Разумеется, тогда летали не на самолетах, а на аэростатах (потому, собственно, и "воздухоплавание"). Однако в 1912 году была создана Воздухоплавательная часть Генерального штаба, где помимо дирижаблей стояли на вооружении и самолеты (в том числе полностью отечественного изобретения и изготовления).
Летчикам требовались подходящие головные уборы. Кабины дирижаблей, а уж тем более тогдашних "аэропланов" были негерметичными, и продувались во всех направлениях. Находясь в полете, авиатор носил кожаный шлем и очки, но на земле они смотрелись не слишком уместно.
Поэтому в 1913 году на службу "поступила" так называемая "полетная складная шапка". Авиаторам допускалось ее носить в вылете, но главным образом полагалось надевать между полетами, находясь на аэродроме. Выходя за его пределы, воздухоплаватель или летчик должен был надеть штатную фуражку.
Достоинством "полетки" (как раз тогдашнее название) было то, что ее можно сложить и сунуть в карман.
Это и была наша героиня - пилотка. Окончательное, прижившееся до нашего времени название появилось оттого, что после революции - а именно 16 января 1919 года - сохранившиеся на военных складах "мягкие складные шапки" стали головными уборами курсантов военных курсов. Только эмблемы поменяли - императорских двуглавых орлов на революционные красные звезды. Но многие еще помнили, кому эти "складные шапки" изначально принадлежали.
Через некоторое время курсанты начали получать пилотки нового образца, ничем не напоминающие "старорежимные". Они были темно-зелеными, с красным кантом и хлястиком и, что интересно, с подбородочным ремешком.
А начиная с 1935 года пилотки были введены во всех частях РККА, в том числе в бронетанковых и летных. Командирский головной убор отличался главным образом красной суконной звездой спереди, куда прикреплялась маленькая металлическая звезда, и цветом окантовки - своим для каждого рода войск. Ну и еще цветом - хаки для всех сухопутных частей, кроме автобронетанковых, и синий - для ВВС. Командиры танкистов носили пилотки серо-стального цвета.
На флоте тоже в конце концов появился свой вариант этого головного убора - темно-синий.
А вот рядовым всех родов войск, кроме флотских, полагались головные уборы одного цвета - хаки, и без излишеств вроде красных суконных звезд.
Примерно тогда же, кстати, и выяснилось, что пилотка является довольно удобным подшлемником. Стальные шлемы тех лет не имели мягкой подкладки, только кожаный "парашют", и носить их на "пустую голову" было не слишком-то приятно...)
Предшественники и аналоги
Основных кандидатов в предшественники пилотки - двое. Это гленгарри - шапочка шотландских стрелков, разработанная в 1848 году на основе традиционного шотландского берета балморала, и шайкача (шуйкача) - сербская шапка, появившаяся еще в XVIII веке. С конструктивной точки зрения гленгарри ближе к пилотке, поскольку шуйкача - не складная шапка, она имеет "жесткий" крой.
Автор этих строк склоняется к мнению, что первоочередным предшественником следует считать именно шотландский гленгарри, на основе которого англичане сконструировали свою первую пилотку. Они приняли ее в собственных военно-воздушных частях в 1900 году именно с той же целью, как 13 лет спустя - русские: как "временный" головной убор для "межполетных промежутков".
В России при Николае Втором была мода на англофильство - скорее всего, пилотка пришла в нашу страну как раз на ее волне...