Великая степь. Огромнейшая территория, раскинувшаяся от восточно-европейской равнины и Причерноморья на западе почти до берегов великого Тихого океана на востоке, занимает значительную часть материка Евразия, а потому называется ещё Евразийской степью.
С Великой степью неразрывно связана история таких великих, практически легендарных народов, как скифы и сарматы.
Одни учёные утверждают, что это два совершенно различных кочевых этноса, освоивших в разные исторические промежутки времени одну и ту же территорию. Ни больше и ни меньше!
Другие заявляют, что два этих народа существовали на ней одновременно, часто пересекаясь и взаимодействуя, так как были близко родственны. А мелкие стычки между ними (и вправду, в истории нет упоминаний о серьёзных военных столкновениях между скифами и сарматами) были связаны лишь с нарушениями нечётких границ пастбищных угодий, столь важных для всех, кто в те времена массово разводил домашний скот.
Третьи и вовсе, набравшись отнюдь не академической смелости, говорят, что ни скифы, ни сарматы не являлись кочевниками в чистом виде. В противном случае, как тогда объяснить наличие в их захоронениях огромного количества бронзовых, серебряных и золотых украшений и предметов быта (зеркала, гребни, котлы и сосуды, элементы конской упряжи), выполненных с ювелирной точностью и филигранностью, подчёркивающей особый стиль, не встречающийся у других кочевых, да и оседлых народов. И вообще, это были всего лишь различные ветви одного могучего этноса, населяющего большую часть той самой Великой степи. А прекрасными наездниками они были в силу приверженности к частично кочевому скотоводству и необходимости сравнительно быстро перемещаться на значительные расстояния.
Остановимся на главном из аргументов сторонников второй концепции. И вправду, ни один другой кочевой народ Евразии того периода не имел таких искусных ювелиров, как скифы и сарматы. Сюда же можно соотнести разве что саков, являющихся по мнению персов южной ветвью всё тех же скифо-сарматов. Но не об этом речь.
Для наличия большого количества высококлассных ювелиров необходим более или менее оседлый образ жизни и развитая металлургия: печи и тигли для выплавки металлов (особенно бронзы!) так быстро и просто не разберёшь и на лошадях не перевезёшь. А значит, наряду с временными кочевьями скифо-сарматов скотоводов были и их стационарные (глинобитные, потому и не пережили века и тысячелетия!) поселения, где проживали те, кто не был напрямую с ними связан.
А на то, что эти украшения и предметы быта не закупались где-то вовне, указывает и уникальность стиля исполнения, и многочисленность, и отсутствие их особой ценности -даже высокохудожественные экземпляры (с точки зрения современных историков и мастеров-ювелиров) встречаются в захоронениях вполне обычных людей.
В Самарской области Великая степь начинается практически сразу же за Волгой, на её левом берегу (Заволжье), устремляясь на юго-восток, на просторы Оренбуржья и Казахстана. И именно на территории Оренбургской губернии, начиная со второй половины ХIХ века, начали активно изучать, картографировать и вести раскопки на таких объектах скифо-сарматской культуры, как курганы-могильники.
Наиболее значимыми работами в этом направлении сегодня считаются археологические экспедиции к комплексу земляных курганов (25 могильников конической формы!) у села Филипповка Илекского района Оренбургской области, что в междуречье рек Урал и Илек, начавшиеся во второй половине восьмидесятых годов ХХ века и продолжившиеся уже в ХХI веке.
Самыми знаковыми и сенсационными оказались находки из кургана №1 высотой более семи и диаметром более ста метров. И хотя при раскопках выяснилось, что курган уже подвергался многократным разграблениям, в его тайниках сохранились поистине уникальные артефакты. Большие деревянные фигуры оленей (считались священными животными, дарующими здоровье и успех), обитые тончайшими пластинами из золота и серебра; цельнолитые фигурки оленей из золота (до 4,5 кг весом!); золотые гребни; серебряные зеркала с золотыми витыми ручками; серьги; мониста; золотая и серебряная посуда; различные нашивки и накладки на одежду; огромный бронзовый цельнолитой котел с ручками в виде голов грифонов, соприкасающихся клювами, и ещё много украшений с характерным «звериным» и «птичьим» стилем (изображение в орнаментах сайгаков, тигров, ланей, кабанов, орлов).
Археологическая реконструкция показала, что изначально высота кургана составляла 15-20 метров, а диаметр 70-80 метров. При этом круглая погребальная комната диаметром 20 метров с конусообразным сводом была выполнена из толстых бревен. Проход к ней (также выполненный из бревен) снаружи кургана изначально был закрыт мощными деревянными воротами, а затем, после грабежей и поджогов, обрушился, перекрыв доступ внутрь.
Но это широко известный и разрекламированный в СМИ археологический комплекс. А что же другие, менее изученные и, возможно, менее значимые по внешнему виду? Где они? Где их следы? Неужели их нет или они до сих пор не обнаружены?
Конечно же есть! И один из таких скифо-сарматских курганов находится вблизи малой родины автора этих строк в Алексеевском районе Самарской области. У одного из живописных изгибов реки Съезжая, на её правом берегу находится курган-могильник Шишка (местный топоним, никак не обозначенный на картах).
Высота Шишки определялась автором этих строк более сорока лет назад на уроке природоведения методом метровой рейки с небольшой горизонтальной перекладиной и забиванием колышка по каждой отметке на склоне. Так вот, тогда высота от подножия кургана до его верхней точки составила всё те же семь метров! Диаметр не замерялся, но на вскидку не менее восьмидесяти метров. Точно сказать нельзя даже сегодня, так как западный склон уже тогда был подмыт изменившимся руслом Съезжей. С годами течение реки ещё больше его разрушало во время весенних паводков.
На то, что русло действительно поменяло направление, указывают несколько стариц (прежних русел реки), находящихся западнее, в сторону трассы Алексеевка – Самара. А значит, когда-то курган находился хоть и в низине, но всё же на некотором (200-300 метров) удалении от реки, на почти абсолютно ровном месте (равнинная часть здесь почти на пять километров, до райцентра Алексеевка, напоминает огромное футбольное поле!).
На искусственное происхождение этого объекта указывает замысловатая структура, видимая на обрушившемся подмытом западном склоне. Во-первых, цвет глины/суглинка розоватый, а не жёлтый, как в округе (на рядом расположенном естественном холме макушка жёлтая, отсюда местный топоним «Золотая гора»). Во-вторых, чётко прослеживается слоистая структура: между толстыми розовыми слоями идут тонкие серо-голубые (голубая глина, ближайшее известное автору её месторождение в двенадцати-пятнадцати километрах южнее!)
То, что курган действительно представляет археологическую ценность, ни у кого из местных никогда не вызывало ни малейшего сомнения. Для его обмеров в начале восьмидесятых годов прошлого века из Самары (тогда ещё Куйбышева) приезжали археологи и сотрудники областного краеведческого музея. На вопрос о том, будут ли здесь проводиться раскопки, они уклончиво ответили, что курган внесён в какой-то список на утверждение, и, возможно, когда-нибудь очередь дойдёт и до него.
А вот «чёрные» археологи так же не сомневались в его исторической значимости и ждать долго не собирались. Пару-тройку лет спустя были предприняты две попытки несанкционированных раскопок. Одна на вершине кургана (странно, что там-то надеялись найти?), а вторая на южном склоне, ближе к подножию (более профессионально, возможно, пытались обнаружить проход к центральному погребальному помещению).
Обе они были пресечены местными властями в лице сотрудников райотдела милиции при помощи жителей хутора Ежи, заметивших незнакомцев в окрестностях кургана и сообщивших председателю сельсовета.
Более экстравагантная и наглая попытка вскрыть могильник была предпринята в лихие девяностые, когда ранней осенью 1992 года неизвестные с помощью бульдозера и экскаватора варварски начали вскрышные работы на северном склоне (наверное, чтобы остаться невидимыми со стороны посёлка и хутора).
Но и здесь местные проявили бдительность: «чёрных» копателей заметил механизатор, осуществлявший в тот момент вспашку зяби на поле неподалёку и не поленившийся отправить напарника пешком в сельсовет. И снова местные власти сработали оперативно, пресекли акт вандализма, заставили засыпать и заровнять раскоп, а сотрудники Алексеевского РОВД увезли доморощенных (так ли на самом деле?) археологов вместе с техникой в райцентр. Случай, как и прежние два, не получил широкой огласки. Даже районная газета отмолчалась.
Кто были те «чёрные» копатели, что им было предъявлено по случившимся фактам, так и осталось для местных жителей тайною. А курган Шишка до сих пор стоит цел и невредим на берегу степной реки, в ожидании своего часа и, возможно, хранит в своих недрах очередные загадки и реликвии времён легендарной Великой Скифии.
Если Вам понравилась авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"