Мы продолжаем разбирать философов из книги «12 ведущих философов современности». Солу Крипке сейчас семьдесят восемь лет, он философ и логик, и у него есть своя собственная семантика, которая активно используется для неклассических логик.
Семантика возможных миров
Крипке предложил использовать возможные миры для описания того, что возможно или необходимо. Если какое-то предложение A возможно, значит, возможен мир, в котором A — истинно. А если предложение B необходимо, то в любом возможном мире B — истинно.
Но не всегда то, что истинно во всех возможных мерах, то есть то, что является необходимой истиной, известно заранее (априори).
Крипке использует пример Фреге с Утренней звездой. Греки не сразу знали, что Утренняя звезда (Phosphorus) и Вечерняя звезда (Hesperus) — это одно и то же. Это апостериорное знание. Однако утверждение
«Утренняя звезда — это Вечерняя звезда» говорит о самотождественности, и, в результате, является необходимой истиной. Поэтому в любых возможных мирах выражение «Утренняя звезда — это Вечерняя звезда» является тоже истинным.
Крипкенштейн
Так иронично называют его трактование Витгенштейна. Крипке был убеждён, что нашёл в работах Витгенштейна великолепный и непреодолимый скептический парадокс, что и выразил в работе «Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке». Этот скептический парадокс заключается в том, что мы, выполняя какое-либо действием (допустим, сложение), на самом деле можем выполнять другое действие (квожение). А знак «+», который мы используем, на самом деле не плюс, а «квус». И в какой-то момент результат квожения может отличаться от результата сложения (то есть они не являются тождественными), а что именно мы делаем — мы не знаем.
Чтобы разрешить парадокс, Крипке обращается к «точке зрения сообщества». Проще говоря, ответ, почему мы можем быть убеждены, что это плюс, а не квус, может быть следующий: «мы (сообщество) так договорились».
Эта работа вызвала бурную дискуссию. Одни уверяют, что Витгенштейн такого не говорил (и в первую очередь это исследователи Витгенштейна Бейкер и Хакер), другие говорят, что решение Крипке так себе, и предлагают своё. А Крипке наблюдает и радуется жизни.
Возможно, вам также будет интересно:
Ведущие философы современности: Уиллард Куайн. Туземцы, кролики и наука.
История про Витгенштейна и кочергу