Менеджер как автор сценария
На первом этапе деятельности менеджера главным является актерское мастерство, по мере развития, от него требуется умение расставлять людей, выделять главные роли – режиссировать, но это еще не все… «Высшим пилотажем» в работе менеджера является его выступление в качестве автора сценария (см. рис. 3). Качество сценария, а значит работы менеджера, определяется возможностями его реализации режиссером и желанием актеров сыграть роли и принять участие в действии, которое будет положительно воспринято публикой. Если для менеджера-актера организация является средой, в которой он работает, для менеджера-режиссера – результатом его работы, то для менеджера-сценариста организация – это средство реализовать свои идеи.
Рис. 3. Менеджер как автор сценария
В основе любого сценария находятся образы и видение желаемого состояние, возникающие в первую очередь в воображении, памяти, а затем они мысленно переносятся в реальность и приобретают внешние очертания и признаки. Для сценариста важно развивать воображение, внутреннее зрение, умение фантазировать, мечтать, играть, предвосхищать и предполагать невероятное. Подобное видение требует необходимого настроя, определенного состояния человека и соответствующих переживаний, и эмоций.
В сценарии грань между игрой и реальностью настолько же условна, как грань между задуманным и реализованным в организации.
Сначала результат появляется в воображении, декларируется, принимается, и только потом, в силу направленных усилий и объединенных действий получается значимый, осязаемый результат.
В процессе написания сценария воображение является самым важным моментом. Оно необходимо для создания нового и для обновления ранее сделанного, целого или отдельных его частей. Оно также является основой формирования ролей, действий, слов, позволяющих обосновать каждое движение при воплощении сценария в сценическое действо. Работа над ролью – это синтез воображения и реальной ситуации. Человек должен любить и уметь мечтать, без воображения нет творчества, это основной дар. Нужно опираться на логику и последовательность в действиях, что поможет реализовать мечту и приблизить ее к реальности.
Организацию часто сравнивают по биологической аналогии с растением, которое нужно взращивать, создавая условия. Развивая эту аналогию, можно сказать, что зерном является идея, миссия, ценность, которую несет организация. Это зерно закладывается человеку в организации, но что бы эта идея начала работать, т.е. появилось движение к этой цели, необходимо создать определенные условия, чтобы человек увлекся своей работой. Таким образом, в организации общая цель должна превратиться в индивидуальную цель каждого работника, раскрывать смысл выполняемой работы, а эмоциональное состояние приведет к конкретным действиям и результатам.
Так, замыслы и видение, заложенные в сценарии, реализуются через организованное менеджером взаимодействие, результатом которого, в конечном счете, должно стать удовлетворение клиента. Важнейшая задача «сценария» состоит в наполнении смыслом выполняемой работы и поддержании эмоционального состояния людей в организации. Действия по реализации сценария могут быть направлены на объяснение назначения и содержания работы, а так же на обучение и организацию людей. Многообразие отношений в организации между менеджерами и работниками является результатом их совместной работы, направленной на достижение общей цели.
Стать менеджером
Современная умная, логичная технология позволяет получать результаты, ограниченные лишь фантазией человека и согласованностью действий людей в организации. В то же время действия человека основаны на эмоциях, на чувствах, на вдохновении, которыми необходимо уметь управлять менеджеру как актеру, доводить до конкретных действий, мыслительного процесса и результата.
Другим моментом освоения мастерства менеджера является режиссерская работа, распределение ролей, взаимодействия и постановка единого действия. Написание сценария, определяется идеями менеджера, которые захватывают воображение других людей и трансформируются через направления их деятельности, последовательности создаваемых ситуаций и воплощаются в стратегии организации.
Развитие ролевого аспекта менеджмента можно представить в виде следующих этапов:
- Освоение ролевого мастерства, умения влиять на эмоции и чувства людей.
- Научиться режиссировать события, создавать нужные и полезные ситуации.
- Развивать умение писать сценарии, задавать стратегию развития организации.
Ролевой подход требует от менеджера непосредственного интереса и сосредоточенного внимания на пяти объектах: потребитель, организация, задачи, работники и сам менеджер. Потребитель, как объект внимания, требует определения желаемого результата работы всей организации, важно предвосхитить его восприятие «спектакля». Организация – сцена, на которой разворачивается действие в исполнении работников и где происходит формирование единого целого, под руководством «режиссера». Задачи – действия и роли, которые необходимо выполнить работникам в организации, чтобы сыграть спектакль. Работники – люди, непосредственно выполняющие работу, от умений и вдохновения которых зависит реализация задуманного сценария. Сам менеджер – исполнитель главной роли, режиссер и автор сценария в одном лице. От совмещения и баланса этих функций будет зависеть, что увидят зрители, что станет с организацией и что ждет актеров.
Как нельзя придумать эмоции и придерживаться роли, а надо действовать под влиянием эмоций, войдя в роль, так и нельзя играть менеджера, а надо стать им. Казаться менеджером – создавать видимость менеджера, копировать его поведение, решения, стиль, манеру говорить и слушать. Быть менеджером – это не играть, не создавать видимость роли, а действовать, принимать решения, говорить и слушать. Отличие между «быть» и «казаться» проявляется в результатах деятельности всей организации.
Предложенные идеи и сравнения менеджмента с театральным искусством могут быть полезными для обогащения обучения менеджменту новыми курсами: актерское мастерство; режиссерская работа и написание сценариев, что позволит развить столь необходимые менеджеру качества. Поиск новых путей развития менеджмента продолжается. Различные представления о менеджменте позволяют находить новые аспекты в деятельности и приходить к более глубокому пониманию этого явления для обогащения мышления и практики управления.