Найти в Дзене

«Мещёрский край является, пожалуй, наилучшим выражением русской природы»

«Мы жили на этой земле. Не отдавайте в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы – потомки Пушкина, и с нас за это спросится». (Из литературного завещания К.Г. Паустовского).

Солотча – ныне микрорайон в составе Рязани, хотя и расположенный в 11 км от него, при въезде в Мещёру, на берегу старицы (старого русла) Оки. Назван по одноименной реке-притоку Оки и окружен Мещёрским национальным парком. Ранее на месте микрорайона располагалось село Солотча, возникшее вокруг мужского монастыря Рождества Богородицы (основан в 1390 году рязанским князем Олегом Ивановичем). В Солотче сохранилось много старинных деревянных домов с резными крылечками и наличниками. Особого внимания заслуживает дом художника-гравёра И. П. Пожалостина, где в разное время жили и работали К.Г. Паустовский, А.П. Гайдар, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, Ф.И. Панфёров, А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов и др.

Карта бассейна реки Оки, который отчасти совпадает с территорией Мещёры.
Карта бассейна реки Оки, который отчасти совпадает с территорией Мещёры.

Поэт Мещёры – «русский до последней прожилки»

Больше всего времени в Солотче проводил Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – российский и советский писатель, признанный классик русской литературы, мастер лирических произведений. Пожалуй, именно он лучше других воспел красоту Мещёры и средней полосы России. В 1932-1955 годах жизнь писателя была тесно связана с усадьбой И.П. Пожалостина, где были написаны цикл рассказов «Летние дни», «Жильцы старого дома», «Кот-ворюга», «Прощание с летом», «Заячьи лапы», рассказы «Вторая родина», «Заботливый цветок», повести «Мещёрская сторона» и «Исаак Левитан», новелла «Телеграмма» (высоко оцененная немецкой актрисой и певицей Марлен Дитрих), сказки «Теплый хлеб» и «Стальное колечко».

В доме-музее Пожалостина в Солотче.
В доме-музее Пожалостина в Солотче.

«Старый дом и все окрестности Солотчи были полны для нас особого обаяния. Здесь были написаны многие книги, здесь постоянно случались всякие веселые истории, здесь в необыкновенной живописности и уюте сельского быта мы все жили простой и увлекательной жизнью. Нигде мы так тесно не соприкасались с самой гущей народной жизни и не были так непосредственно связаны с природой, как там», - писал К.Г. Паустовский в своей работе «Р. Фраерман».

Реконструкция бани в Солотче, где ночевали писатели.
Реконструкция бани в Солотче, где ночевали писатели.

«Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая старым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом». (К.Г. Паустовский, «Мещёрская сторона»).

В доме-музее Пожалостина в Солотче.
В доме-музее Пожалостина в Солотче.

«Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки». (К.Г. Паустовский, «Несколько отрывочных мыслей»).

Гроза над Солотчей.
Гроза над Солотчей.

«Москвич по рождению, киевлянин по душе»

Характерно, что, как и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры России, на самом деле Паустовский был не совсем русским по происхождению. Хотя будущий писатель и родился в Москве, семья его родителей происходила из Киева. Родословная писателя по мужской линии была связана с именем украинского гетмана П. Сагайдачного, хотя отец Кости Георгий Максимович и не придавал этому большого значения: «Отец посмеивался над своим «гетманским происхождением» и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами…». Дед писателя был казаком и чумаком (перевозил товары из Крыма вглубь Украины). Именно он познакомил Костю с украинским фольклором, чумацкими и казацкими песнями и историями.

Ранее дед воевал при императоре Николае Первом с Османской империей и привез из турецкого плена жену жену Фатиму. Так что бабушка К.Г. Паустовского по отцу была турчанкой. Бабушка же писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкассах, была полькой и ревностной католичкой. Она брала малолетнего внука на поклонение католическим святыням в российской части Польши и очень переживала из-за разгрома царизмом польского национально-освободительного движения после восстания 1863 года.

В 1898 году Паустовские вернулись из Москвы в Киев, где Костя окончил гимназию и в 1911 году поступил на естественно-исторический факультет Киевского университета. Всего он прожил на Украине около 20 лет, став «москвичом по рождению и киевлянином по душе». В 1913 году Паустовский переехал в Москву, где продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Паустовский-гимназист.
Паустовский-гимназист.

В 1913-1929 годах он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, журналистом. Как писатель К.Г. Паустовский состоялся относительно поздно: его первый роман «Романтики», написанный в 1916-1923 годах, был опубликован только в 1935 году, когда автору было уже за 40. Тогда же вышли романы «Блистающие облака» и «Черное море». На самом деле, первые рассказы Паустовский написал еще гимназистом, когда жил в Киеве у своей польской бабушки во флигеле на Лукьяновке: их даже напечатали некоторые киевские журналы.

Между гетманщиной и махновщиной

В годы Первой мировой и Гражданской войн, а также в первые советские годы судьба К.Г. Паустовского была в чем-то схожа с судьбой другого известного русского писателя родом из Киева – М.А. Булгакова. В 1915 году Паустовский вместе с российской армией отступал от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии, затем потерял на разных фронтах двоих своих братьев. Затем работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе (современный Днепр), на металлургическом заводе в Юзовке (современный Донецк), на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море.

Обе революции 1917 года Паустовский встретил в Москве, но потом снова вернулся вместе с матерью и сестрой на Украину. В Киеве он был призван в украинскую армию гетмана Скоропадского, а затем в Красную Армию — в караульный полк из бывших махновцев. Впоследствии два года жил и работал в Одессе в газетах «Станок» и «Моряк», где подружился с другими известными «русскими» писателями - Ильей Ильфом и Исааком Бабелем.

Из Мещёры – по всей Европе

Во время Второй мировой войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте. Мировое признание как к писателю к нему пришло только в середине 1950-х годов. Тогда Паустовскому открылись возможности для путешествий по Европе:он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Франции, Италии и др. Но именно Мещёра вдохновляла его больше всего.

Дом-музей Пожалостина в Солотче.
Дом-музей Пожалостина в Солотче.

«Самое большое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда…». (К.Г. Паустовский, «Несколько отрывочных мыслей»).

Фото К.Г. Паустовского на фоне шалаша в Мещёре.
Фото К.Г. Паустовского на фоне шалаша в Мещёре.

«Ночевки в палатке вплоть до ноября» и лучшие произведения советской литературы

«Ночевки в палатке вплоть до ноября на глухих озерах, походы на заповедные реки, цветущие безбрежные луга, крики птиц, волчий вой – все это погружало нас в мире народной поэзии, почти в сказку и вместе с тем в мире прекрасной реальности», - писал К.Г. Паустовский в своей работе «Р. Фраерман».

Экспозиция, посвященная К.Г. Паустовскому, в доме-музее Пожалостина в Солотче.
Экспозиция, посвященная К.Г. Паустовскому, в доме-музее Пожалостина в Солотче.

«Мещёрский край, лесной прекрасный край к северу от Рязани. Этот край является, пожалуй, наилучшим выражением русской природы с ее перелесками, лесными дорогами, поёмными приокскими лугами, озерами, с ее широкими закатами, дымом костров, речными зарослями и печальным блеском звезд над спящими деревушками». (К.Г. Паустовский, «Р. Фраерман»).

Экспозиция, посвященная К.Г. Паустовскому, в доме-музее Пожалостина в Солотче.
Экспозиция, посвященная К.Г. Паустовскому, в доме-музее Пожалостина в Солотче.

«Все мы, где бы мы ни находились, куда бы нас ни забрасывала судьба, мечтали о Солотче, и не было года, когда бы туда, особенно по осени не приезжали на рыбную ловлю, на охоту или работать над книгами и Гайдар, и Рокин, и я, и Георгий Шторм, и Василий Гроссман и многие другие». (К.Г. Паустовский, «Р. Фраерман»).

Экспозиция, посвященная К.Г. Паустовскому, в доме-музее Пожалостина в Солотче.
Экспозиция, посвященная К.Г. Паустовскому, в доме-музее Пожалостина в Солотче.

В Солотче у Пауствоского действительно гостили другие известные писатели, участники Гражданской и Второй мировой войн и военные корреспонденты: в 1937-1939 годах - Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия – Голиков, 1904-1941) и в 1932-1965 годах - Рувим Исаевич Фраерман (1891-1972). Первый написал в Солотче фрагменты таких своих известных произведений, как «Чук и Гек» и «Судьба барабанщика», а второй – свою легендарную повесть «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» (1939). Р.И. Фраерман стал одним из признанных биографов своего рано погибшего друга - Гайдара. Фильм, снятый в СССР по его самой известной книге, в 1962 году получил награду «Золотой лев святого Марка» на Международном кинофестивале в Венеции.

Трижды номинант Нобелевской премии и кумир Марлен Дитрих

В 1965 году Паустовский довольно долго жил на итальянском острове Капри под Неаполем, где в свое время писал роман «Мать» Максим Горький. Тогда же он стал номинантом на получение Нобелевской премии по литературе, однако в итоге ее был удостоен Михаил Шолохов. В книге «Лексикон русской литературы XX века» немецкого слависта Вольфганга Казака эта ситуация была описана так: «Запланированное вручение Нобелевской премии К. Паустовскому в 1965-м не состоялось, так как советские власти начали угрожать Швеции экономическими санкциями. И таким образом вместо него был награжден крупный советский литературный функционер М. Шолохов».

Во второй раз Паустовский стал кандидатом на Нобелевскую премию в 1967 году. Но Нобелевский комитет отклонил его кандидатуру. В 1968 году Паустовский вновь был номинирован и входил в число основных кандидатов на Нобелевскую премию, но умер до выбора лауреата. Но, пожалуй, наибольшего мирового признания писатель удостоился в 1964 году, когда в московском Центральном доме литератора легендарная Марлен Дитрих встала перед ним на колени прямо на сцене перед всеми собравшимися, чтобы выразить свое восхищение его творчеством.

По "Тропе Паустовского" в наши дни.
По "Тропе Паустовского" в наши дни.

Писатель проявил себя и как настоящий гражданин своей страны. Уже незадолго до смерти тяжело больной Паустовский направил письмо А.Н. Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссера Театра на Таганке Ю. П. Любимова. За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал: «С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадется театр, погибнет большое дело». В результате приказ об увольнении подписан не был.

Небольшой документальный фильм о современных жителях Мещёры.

По Пре и по «Тропе Паустовского»

В наши дни среди туристов крайне популярен маршрут «Тропа Паустовского», который начинается от дома Пожалостина в Солотче. А уж плавание на байдарках по реке Пра стало уже просто хрестоматийным. В немалой степени росту популярности Мещёры, объективно не самого пригодного для жизни края, способствовало именно творчество Паустовского: «Мы прожили несколько дней на кордоне, ловили рыбу, охотились. Но больше всего времени мы проводили на Пре. Я много видел живописных мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку, более девственную и таинственную, чем Пра. (К.Г. Паустовский, «Кордон 273»).

Весенний разлив реки Пра.
Весенний разлив реки Пра.

К слову, возможное название реки Пра, как и близлежащих рек Проня и Пара, относят к финно-угорским языкам, где слово «пра» или «пря» означает — «голова», «главный», «верхний». Ну а сама Мещёра, разумеется, названа по имени местного легендарного финно-угорского этноса. В летописях как языковая группа мещёра впервые упоминается в XV веке: «а по Оцѣпорѣцѣ, гдѣ потече въ Волгу во Влъгу, сѣдить Мурома языкъ свой, Мещера свой, Мордва свой языкъ».

«Во глубине России»

К сожалению, в наше время почти совсем ушли в прошлое более современные, чем реки, основные магистрали Мещёры – узкоколейные дороги. Память о них сохраняется, в частности, в музее недалеко от Переславля-Залесского: «Впервые я попал в Мещёрский край с севера, из Владимира. За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны». (К.Г. Паустовский, «Во глубине России»).

Фото К.Г. Паустовского у паровоза на узкоколейке.
Фото К.Г. Паустовского у паровоза на узкоколейке.

«Поезд узкоколейки, прозванный местными жителями «старым мерином», - забавный маленький поезд, - тащился среди лесов. Просеки открывали багряные и золотые разноцветные чащи, и на одной из просек, возле самого полотна, стоял Лёнька и махал старой отцовской кепкой». (К.Г. Паустовский, «Лёнька с Малого озера»).

Музей узкоколейных дорог под Переславлем-Залесским.
Музей узкоколейных дорог под Переславлем-Залесским.

К сожалению, воспетая Паустовским узкоколейка (на самом деле, это была целая сеть дорог, по которой из Рязани во Владимир путешествовал еще один поэт Рязанщины – С. Есенин) ныне почила в бозе. Она строилась еще с 1897 года, но фактически прекратила свое существование к 2011 году. Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога (Мещёрская магистраль) с шириной колеи 750 мм связывала Рязань и Владимир через Туму, проходя через самые живописные места Мещёры.

Река Пра в наши дни.
Река Пра в наши дни.

О столице Мещёрского края - Рязани читайте здесь.

О еще одном известном жителе Рязанщины - Циолковском читайте здесь.

О городище Старая Рязань читайте здесь.