В самый тяжелый для Донбасса 2014 год украинская армия не сумела взять его нахрапом. А теперь уже несколько лет на востоке страны продолжается вялотекущая война, которой нет ни конца, ни края.
Сейчас Незалежная имеет полное военное превосходство над ополченцами. Но так было и с начала первых ненасильственных призывов к федерализации и расширению региональной автономии, ответом на которые стали артиллерийские обстрелы жилых кварталов.
ВСУ превосходят Донбасс как численно (около 250 тыс. против около 40 тыс. военнослужащих в народных республиках), так и технологически (подавляющее превосходство в количестве РСЗО и артиллерии; отсутствие у повстанцев авиации, кроме легких беспилотников).
Однако если Украина пойдет на собственную доморощенную операцию «Шторм», «Несокрушимая свобода», «Поддержка демократии» (ну или как иначе принято называть агрессивную войну в западных странах), Россия будет оказывать все большую помощь Донбассу, вплоть до артиллерийской поддержки со своей территории или прямого военного участия.
Абсолютное превосходство российских вооруженных сил гарантирует, что полностью исключено чисто военное решение, где открыто нацистские военизированные формирования со свастикой, такие как «Азов», получат свободу действий для уничтожения пророссийского населения Украины.
И ни одно российское правительство (кто бы ни пришел к власти после Путина), не будет вести себя по-другому в этом вопросе, потому что допустить такую бойню было бы политическим самоубийством.
Поэтому я полагаю, что в нынешних условиях победа Украины над ополченцами невозможна. Дело не в том, что Украина не смогла их победить. Проблема в том, что как только Украина начнет крупномасштабные военные действия, Россия вмешается тем или иным способом и цена военных действия станет для Киева слишком высока.
Таким образом, единственный способ «победить» сепаратистов для Украины – это политика. Среди жителей Донбасса есть более чем достаточно сторонников жесткой линии, учитывая, какие разрушения нанесла Украина собственному народу и какие жертвы это принесло.
Тем не менее, Минские соглашения включают мирную реинтеграцию народных республик. Единственная проблема заключается в том, что Украина не придерживается своей части сделки. Она должна была принять законы и провести конституционную реформу, но ничего не сделала. Предполагалось вывести тяжелое вооружение из зоны конфликта, прекратить обстрелы, помиловать ополченцев и интегрировать их в местные правоохранительные органы – ничего этого не было сделано.
Возможно, если бы Украина придерживалась соглашений, которые она подписывает, ей даже не нужно было бы побеждать сепаратистов. Но я считаю, что коренных изменений в политике Киева не случится и мир с Донбассом так и не наступит.
Киевский «патриотический» режим в теории может завоевать территории, но он и не собирается завоевывать сердца и поддержку живущих на них людей. Украина не имеет сил победить сепаратистов, а будет просто сидеть на новой границе и злиться, пока более крупные державы не примут решение за нее.